Главная » Архив » Новости » «Заповедь недели» на слете: ка…
Участие Церкви в национальной системе реабилитации наркозависимых
Координационный центр по противодействию наркомании ОЦБСС
Благотворительный фонд св. прав. Иоанна Кронштадтского
Сотрудничество с государством
Профилактика наркомании
Технологии реабилитации
Зависимым
Родителям и близким

Логотип фонда ФОНД
«Заповедь недели» на слете: как священник Сергий Бельков учил воспитанников не гневаться

Более 60 участников II Всероссийского слета православных реабилитационных центров собрал мастер-класс руководителя «Обители исцеления» протоиерея Сергия Белькова. Он представил духовно-практическое занятие с воспитанниками «Заповедь недели». Подобные занятия в сети реабилитационных центров Выборгской епархии «Обитель исцеления» проходят еженедельно. В центре «Саперное» собираются воспитанники и волонтеры еще из двух центров: «Сретенское» и «Торфяное».

«Всякий человек да будет скор на слышание и медлен на слова, медлен на гнев, ибо гнев человека не творит правды Божией» (Иак 1.19-20) — такая заповедь выпала на неделю слета. Как это евангельское поучение учит нас пониманию важности послушания, рассуждения и помогает бороться со своеволием и гневом — разговор об этом шел более двух часов.

По сути, парни и девушки рассказывали о том, что происходило с ними за неделю — своих поступках и чувствах, пропуская их сквозь призму заповеди. А протоиерей Сергий Бельков и ассистировавший ему диакон Александр Семенов, руководитель дневного мотивационного стационара «Воскресение, резюмировали ответы ребят, помогали воспитанникам разобраться в сложных ситуациях, давали наставления и практические советы.

«Вот я сказал брату, чтобы он туда-то не ходил, а он все равно пошел. Пошел — услышал там резкое слово. Идет обратно раздраженный и начинает мне выговаривать, что не имеют права так с ним общаться, что это несправедливо. Я отвечаю, что того человека тоже можно понять: у него много дел, потому он и раздражен. Но брат в ответ: все равно не имеют права так разговаривать… И я понимаю, что впадаю в страстность. И просто замолчал, чтобы как-то прекратить конфликт…»  — рассказал один из ребят.

— Мы видим, что причина гнева брата, про которого ты рассказываешь, находится не вовне, а в нем самом. Он по своему своеволию не захотел подчинить свою волю твоему замечанию… А теперь что касается тебя. Ты считаешь, что виноват брат. В тебе заговорило то, что он не послушал тебя. Это самолюбие… Святые отцы говорят, что молчанием пресекается гнев. Что ты и сделал — замолчал… — прокомментировал отец Сергий.

«Иногда доходишь в послушании до какой-то стадии, когда решение надо принять самому. И тут включается какой-то механизм и ты думаешь: если я приму решение, это будет своеволие? А если не приму решение, это будет боязнь ответственности? Раньше в некоторых ситуациях я принимал решение сам — и мне потом доставалось. А иногда я звонил старшему брату, но понимал: вот он сейчас мне скажет, как надо сделать, а мне трудно будет смириться с его решением, ведь я бы сделал по-другому…» — поделился второй воспитанник.

Здесь мы видим две причины, по которым может возникать гнев человека. Первая — это своеволие. Другая — связана с ответственностью. Современные молодые люди не хотят брать на себя ответственность. И, когда вынуждены ее брать, это вызывает гнев… Но есть моменты, когда никто не может тебе помочь и надо брать ответственность на себя. Может быть, даже за судьбы нескольких людей. И тут рассуждаешь: » Я, может, ошибусь, но я беру на себя ответственность»… Второй момент: когда нам не нравится распоряжение какого-то вышестоящего начальника. Это все-таки самомнение. Начальник, какой бы ни был (может, он и глупее нас), обладает большей информацией. И иногда начальник принимает решение, которое непонятно никому. Разве он должен подходить к каждому и объяснять, почему он именно такое решение принял?  Конечно, это решение может быть и ошибочным. Но Бог часто исправляет это (особенно в церковных общинах), и из ошибочного решения выходит польза, — отметил отец Сергий.

«У меня была такая ситуация. Пошел внутренний протест, что меня неожиданно поставили перед фактом — надо делать работу в личное время. Я ходил на протяжении дня и рассуждал. Или это умышленно сделано, чтобы показать, что я не личность? Или, может быть, просто у нас есть общая задача, которую нужно решать, и мне надо людям помогать. Должен ли я перечеркнуть свое и подумать о других. Целый день думал, в итоге принял второе, и мне стало легче… И еще другой случай. У меня было такое послушание, что мы с одним братом должны были рядом находиться. А, поскольку я имею большой опыт проживания в коллективе, я как-то сразу отслеживаю, если человек что-то сделал неправильно. Например, постель небрежно заправил. И у меня сразу идет напряжение. И тут тоже по отношению к этому брату началось раздражение. Но я поставил себя на место: мол, не забывайся, каким ты сам был. Брат-то еще белый и пушистый по сравнению с тобой…»

— Получается, тебе помог метод самоукорения. Но также из твоего рассказа следует, что ты в коллективе все делаешь правильно, а оплошности других тебя раздражают. Но пару дней назад я дал тебе одно распоряжение, которое ты должен был донести до коллектива. На следующий день я узнаю от твоей команды, что она не в курсе. Где же самоукорение? Нужно более критично относиться к себе и не ставить завышенную планку для других, — посоветовал отец Александр.

…Всего на занятии было примерно полтора десятка таких мини-диалогов. Отец Сергий и отец Александр говорили кратко, но емко, раскладывая описанные ситуации по полочкам с точки зрения православного вероучения и, прежде всего, «заповеди недели». Цитировали святых отцов, приводили в пример русские пословицы, давали ребятам практические советы.

Когда мы собираемся на обсуждение, мы не просто поумничали и все. Мы пытаемся найти какое-то практическое решение для конкретных ситуаций, которые возникают у нас в общине, — пояснил отец Сергий.

— Я хотел бы всем посоветовать, включая и священнослужителей, иметь книжку с баснями Крылова и сборник пословиц и поговорок. В них народная мудрость, согласная с православием, — обратился к собравшимся отец Сергий. — Вот сейчас мы слышали, как человек весь день переживал, гонял в голове плохие мысли. Вспомним пословицу: утро вечера мудренее. Порой проблема, еще вчера тебя так нас сильно мучившая, на свежую голову кажется пустяком…

По ходу занятия священник давал и такие советы: «Когда человек находится в гневе, не нужно говорить слово «никогда»…» «Чтобы других не ввести во гнев, избегайте обещать, что «вопрос точно будет решен».  Скажите: «Я постараюсь», «Я буду стараться». И если вдруг поручение не будет выполнено, то человек, узнав это не разгневается. Он, наверняка, расстроится и, может, даже рассердится. Но не разгневается».

Отец Сергий напомнил и о важности остановки в споре. «Как говорил святой Григорий Палама, «всякое слово борется со словом». То есть спор — это не установление истины, а «словесное фехтование»… Согласился с тобой человек или не согласился — остановись. И ссоры не будет».

Говорили священники и о важности саморассуждения, и о необходимости психологической подготовки к порученному делу. Воспитаннику, который рассказал про то, что коровы, когда он их пас, стали разбегаться в разные стороны и в уме стали рождаться грешные помыслы, батюшка посоветовал правильно подготовиться в выполнению своих обязанностей. На то, мол, ты и выходишь пасти коров, что они могут разбежаться, не радиоуправляемые ведь они… Ситуация для пастуха нормальная, к ней нужно быть готовой. Так же и водитель, например, должен быть морально готов к тому, что кто-то из участников движения по какой-то причине может нарушить правила…

«Гневаясь, не согрешайте», — напомнил слова пророка Давида протоиерей Сергий Бельков. Он объяснил, что гнев — это страсть, которая находится внутри нас, а грех — это то, что мы совершаем уже вовне. Хороший прием погасить в себе зачатки гнева против кого-то — направить гнев на самого себя, на свои поступки. «Это как пожарные: под контролем брандспойтов они поджигают полосу леса,  чтобы остановить идущий навстречу огонь. Так и волну гнева против кого-то можно остановить, гневаясь на себя».

Протоиерей Сергий Бельков и диакон Александр Семенов рассказали гостям мастер-класса о практике «Заповеди недели» в сети центров «Обитель исцеления».

— В чем проблема современного христианства? В том, что мы слышим, но не делаем. Вот мы и решили с нашими братьями и сестрами заняться практическим деланием. За год мы осваиваем порядка 50 заповедей, наставлений. Каждый раз с занятия «Заповедь недели» мы уходим взаимно обогащенными. Причем не только воспитанники учатся у нас, но и мы учимся у них. Иногда ребята настолько глубоко тему копнут или повернут ее такой незаметной прежде гранью… — отметил отец Сергий.

Священник разъяснил, что заповедь или поучение из Евангелия разъясняется воспитанникам на основании толкования святых отцов. Листочки с распечатанными заповедями вывешиваются в кельях, трапезной, учебной аудитории и на местах послушания. Ребята постоянно видят «заповедь недели» и стараются ее соблюдать. По окончании недели воспитанники обсуждают, кому и при каких обстоятельствах помогли эти евангельские слова.

Обсуждение начинается с сотрудников центра, далее говорят волонтеры, а потом и братья по старшинству. Слушая других, ребята на бумаге делают себе пометки, записывая то. что показалось важным и интересным. Этими впечатлениями (не называя имен говоривших) они делятся в ходе обсуждения по второму кругу.

«Обитель исцеления» готова активно делиться опытом со всеми коллегами.

— «Заповедь недели» входит программу основного этапа реабилитации и в духовный блок учебно-методической программы мотивационно-подготовительного этапа и преподаётся воспитанникам и их родителям. Также это занятие посещают и выпускники нашей реабилитационной программы. Напоминаем коллегам, что в «Обители исцеления» можно пройти стажировку и по этому предмету. Обучение бесплатно, — отметил диакон Александр Семенов.

А вот какие отзывы дали по окончании занятия гости мастер-класса «Заповедь недели»:

Роман Прищенко, клинический психолог, автор книг по православной реабилитации, руководитель программ реабилитации АНО «Неугасимая Надежда», член правления БФ св. прав. Иоанна Кронштадтского (Москва):

— По итогам «Заповеди недели», я хотел быть отметить три важных момента. Во-первых, мне понравилось, что практические конкретные ситуации воспитанников отец Сергий переводил в сакральную плоскость. То есть жизненный опыт ребят переводился на язык Евангелия. Вот это мне больше всего понравилось. Плюс очень четко выстраивались взаимосвязи между поведением ребят и страстями или, скажем так, Евангельскими нормами.  Второе,  что  нашло во мне сильный отклик, это фраза «Ум должен плавать в Евангелии». И третье, мне понравилось, как священнослужители работали в паре, дополняя друг друга. На группах такое нечасто встречается. Отец Сергий и отец Александр очень гармонично взаимодействовали между собой и не создавали в головах у воспитанников противоречий и диссонансов.

 Протоиерей Дионисий Пучнин, руководитель реабилитационного центра «Зеледеево» (Кемеровская область):

— Общение с отцом Сергием Бельковым меня всегда очень обогащает. Рад, что побывал на его занятии «Заповедь недели». Мы в «Зеледеево» тоже проводим такие занятия. Но теперь я для себя отметил, какие изменения нам нужно в них внести. Во-первых, у отца Сергия ребята не абстрактно анализируют заповедь, а пропускают через нее свои конкретные дела, поступки. Проговаривают, что у них получилось и что не получилось в плане соблюдения этой заповеди за неделю. У нас пока что это было необязательно… Второй момент такой. В «Обители исцеления» во время других выступлений каждый из ребят записывает то, что ему показалось важным, что нашло отклик в душе. И этими своими заметками, не называя имен друг друга, воспитанники делятся уже в ходе второго круга.

II Всероссийский слет православных реабилитационных центров проведен Благотворительным фондом святого праведного Иоанна Кронштадтского при финансовой поддержке Международного открытого грантового конкурса «Православная инициатива 2017-2018» и гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества. 

Архив статей по месяцам