Горячая линия помощи наркозависимым: 8-800-600-16-93. Бесплатно. Профессионально. Анонимно.
Главная » Архив » Новости » Вера, которая отрезвляет. Как в Татарстане помогают зависимым и их близким
Участие Церкви в национальной системе реабилитации наркозависимых
Координационный центр по противодействию наркомании ОЦБСС
Благотворительный фонд святого праведного Иоанна Кронштадтского
Сотрудничество с государством
Профилактика наркомании
Технологии реабилитации
Куда обратиться/горячая линия
Зависимым
Родителям и близким

Логотип – Благотворительный  фонд святого праведного Иоанна Кронштадтского Благотворительный фонд святого праведного Иоанна Кронштадтского
Вера, которая отрезвляет. Как в Татарстане помогают зависимым и их близким
В богослужении в храме Благовещения Пресвятой Богородицы (с. Русские Казыли) участвуют воспитанники центра помощи зависимым

Пробудись от сна невежества и дурмана! Посмотри на себя, что с тобой стало! Как мучаешь ты себя и своих близких, сколько зла привносишь в мир! Св. Иоанн Кронштадтский (1829–1908)

Впервые Сергея посадили, когда ему было 18 лет. За грабеж. До «посадки» он, как и вся его компания, покуривал травку, любил выпить, а выпив, совершал мелкие и крупные бесчинства. Получил срок и отправился отбывать наказание. Освободился, но спустя несколько лет, сел опять. Снова вышел на свободу, завел семью. К тому времени Сергей уже давно перешел с травки на героин. С ним-то его и взяли в третий раз. Жена забрала детей и ушла. Впереди маячили шесть долгих, не особенно радостных лет заключения, и Сергей понял, что хочет выйти из этого замкнутого круга.

ОБЕТ СПАСЕНИЯ

Отбывать наказание его отправили в казанскую ИК-2. Сергею дали разрешение работать на заводе рядом с колонией. Оказалось, что на территории колонии есть церковь. А ее настоятель, иерей Сергий Померанцев, своим первоочередным долгом считает спасение заключенных. И в первую очередь их необходимо спасти от зависимости.

Поначалу Сергей с недоверием относился к проектам тезки – иерея. Тот постоянно приводил каких-то людей, которые рассказывали о своем опыте избавления от зависимости. Странно, но слушать их рассказы было интересно. В какой-то момент посещение церкви стало не обязанностью, а радостью. Сергей обнаружил, что ощущает нечто непривычное – надежду.

Однажды иерей привел своего сокурсника по духовной семинарии. Тот рассказал историю, в которую Сергей поначалу не поверил. Брат сокурсника когда-то выпивал. Он работал водителем, и, понимая, что все может закончиться плохо, сокурсник решил молиться традиционной в этих случаях иконе Богородицы «Неупиваемая чаша». Через месяц ежедневных молитв он заметил, что брат не пьет. День, второй, третий… Больше брат не употреблял алкоголь вообще.

Воодушевленные рассказом, заключенные решили немедленно начать читать молитву за своих «страждущих», то есть страдающих зависимостью, родных и знакомых. Как рассказывает Сергей, изменения начались спустя примерно три месяца. Они не всегда были простыми – кто-то из тех, за кого читалась молитва, перестал употреблять не по доброй воле, а из-за болезни или других жизненных трудностей. Так или иначе, подопечные иерея Сергия уверовали в чудо. Оказалось, что оно возможно и для них. Сергей перестал ощущать тягу к наркотикам. Когда иерей пригласил сооснователя Казанского епархиального общества «Трезвение» Владислава Юферова и вместе с ним создал на территории колонии общество трезвости, Сергей вступил в него и незадолго до освобождения дал обет трезвости – не употреблять наркотических веществ, не пить, не курить полгода.

Физически сдержать это обещание оказалось нетрудно. Эмоционально же постоянно давили прежние друзья. Давила свобода: было совершенно непонятно, что с ней в трезвости делать. И Сергей сбежал в монастырь. Здесь, выполняя разные работы, посещая службы и размышляя, он вдруг почувствовал, что очень хочет жить. Покинув монастырь, Сергей вернулся в Набережные Челны и стал посещать общества трезвости при храмах. Вскоре вместе с основателем челнинского общества трезвости Максимом Кузнецовым Сергей возобновил деятельность общества в храме Святителя Тихона в своем районе. Нашел работу, стал промышленным альпинистом. На одном из собраний общества трезвости встретил Ирину. Она дала обет для того, чтобы от алкогольной зависимости исцелился ее брат. Узнав, что Сергей отсидел, Ирина хотела прекратить общение, но постепенно все-таки приняла это. Состоялась свадьба – абсолютно без алкоголя. Супруги, как и еще 20 человек из прихожан храма, посещают трезвенные собрания. Всего в автограде четыре таких общества. Они тесно сотрудничают, подпитываясь идеями и опытом, с Казанским епархиальным обществом «Трезвение» имени Иоанна Кронштадтского.

 ВОЗРОЖДЕНИЕ ДОБРА

 – Потенциал личности очень высок. Зло, владеющее человеком в употреблении, когда-то было добром. С помощью обществ трезвости, реабилитационных центров, наркологов, психологов зависимый может заглянуть внутрь себя и понять, что он не создан для того, чтобы прервать свою жизнь в расцвете лет, – говорит Владислав Юферов. Он и иеромонах Вячеслав (Шапоров), настоятель храма святого Варсонофия в Казани и руководитель отдела Казанской епархии по противодействию наркомании и алкоголизму, стояли в 2011 году у истоков создания «Трезвения». Точнее, не создания, а возрождения: дореволюционное Казанское общество трезвости было одной из крупнейших в Российской империи губернских просветительско-благотворительных организаций.

Владислав Юферов и иеромонах Вячеслав (Шапоров) на круглом столе с представителями правоохранительных органов и медиками

Участники современного «Трезвения» двигаются в том же направлении, что и их благородные предшественники. По официальной статистике, в Татарстане на наркологическом учете состоят около 30 тысяч человек*. За рамками этой цифры – тысячи тех, кто избегает постановки на учет, и тех, кто не считает себя зависимым. В Татарстане успешно работают Управление по контролю за оборотом наркотиков, Республиканский наркодиспансер.

– Все эти структуры усиленно противодействуют распространению наркомании и алкоголизма. Но, исходя из статистики, можно сказать, что зависимых, увы, хватит на всех. Поэтому мы стремимся активно участвовать в этой деятельности и вносить свою лепту в исцеление общества и самих зависимых. Тем более что необходимые инструменты у нас есть, – говорит Владислав Юферов.

СВЕТ ИСТИНЫ

В самом начале деятельность «Трезвения», как и других православных обществ трезвости, основывалась на энтузиазме и инструкциях Минздрава по реабилитации, которые священнослужители адаптировали для распространения среди прихожан. Постепенно были созданы методики, направленные на физическое, психическое, но в первую очередь – духовное исцеление. Они утверждены Министерством здравоохранения РФ, Главным управлением по контролю за оборотом наркотиков и другими экспертными организациями.

Выступление представителя общества «Трезвение» в Набережных Челнах

Опыт казанского «Трезвения» распространился по республике. Аналогичные общества действуют сегодня в Набережных Челнах, Елабуге, Нижнекамске, Альметьевске, Бугульме, поселке Алексеевское (Алексеевский район), а также в селах Пановка (Пестречинский район), Нырья (Кукморский район), Чепчуги (Высокогорский район). При активном содействии иеромонаха Вячеслава (Шапорова) в селе Русские Казыли (Пестречинский район) работает единственный в Татарстане православный реабилитационный центр «Ковчег». Его подопечные под руководством отца Силуана восстанавливают церковь Благовещения Пресвятой Богородицы.

Значительную поддержку обществу оказывают Общественная палата Республики Татарстан, республиканские Министерство внутренних дел и Министерство здравоохранения. В начале сентября в Казанском государственном медицинском университете состоялся круглый стол, на котором представители Управления по контролю за оборотом наркотиков МВД по РТ, общества «Трезвение», Республиканского наркодиспансера, организации «Общее дело» и медуниверситета обменялись опытом работы по противодействию алкогольной и наркотической зависимости. Результатом мероприятия стал проект резолюции – свод мер, которые нужно предпринять сообща для того, чтобы создать для детей и подростков Татарстана среду, свободную от алкоголя и наркотиков. Теория у активистов «Трезвения» не расходится с делом. Во Всероссийский день трезвости, 11 сентября, участники общества традиционно провели акции в городах Татарстана. Представители казанского «Трезвения» выступили с профилактическими лекциями в парке «Крылья Советов».

День трезвости в казанском парке «Крылья Советов»

Подобные публичные акции – важная часть деятельности общества. Не менее важная работа – с зависимыми, то есть страждущими и их родственниками, – ведется в храмах.

ВСТАНЬ И ИДИ

Елизавета посещает трезвенные собрания в казанском храме. Храм в честь святителя святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии много лет. Впервые она пришла сюда, когда поняла, что больше не в силах нести груз алкогольной зависимости мужа и наркомании сына. Общение с другими участниками собраний, в основном такими же созависимыми, как и она сама, большое облегчение. Каждую среду в 18:30 Елизавета приходит в храм, вместе с остальными участниками собрания читает молебен о страждущих, потом слушает проповедь, потом участвует в чтении 12 советов о трезвости Иоанна Кронштадтского. Потом все идут пить чай и разговаривать. Темы бесед – разные. Они могут быть про зависимость, а могут быть про что-то духовное, глубокое, личное. Когда приходят новенькие, их стараются выслушать в первую очередь. Настоятель храма, протоиерей Александр Павлов, помогает искать ответы на любой заданный вопрос.

Храм в честь святителя Варсонофия – одно из главных мест казанского «Трезвения»

Елизавета давно нашла для себя все ответы. Она на себе испытала боль – сначала унижения и бессилия, когда твой близкий постепенно теряет человеческий облик (а вместе с ним и ты). Потом – утраты, когда эти мучения заканчиваются, но начинаются другие – совести. От того, что не помогла, не спасла. Муж Елизаветы умер несколько лет назад. Остался почти парализованный из-за употребления наркотиков сын. Он из тех, кого считают потерянными для общества. Жена и ребенок не хотят с ним общаться. Но Елизавете бесконечно его жалко. Она молится о его выздоровлении, посещает собрания, снова молится. Идут годы, участники трезвенных встреч меняются. Елизавета смиряется с медленным угасанием сына.

Но однажды она возвращается домой с работы и замечает на его лице какое-то новое выражение. Он говорит ей, что хочет перестать употреблять. Елизавета не верит в происходящее, но постепенно все меняется. Сын встает, начинает ходить с палочкой, находит работу. Начинает видеться с женой и ребенком. Елизавета продолжает приходить в храм – молиться за страждущих, пить чай и разговаривать с теми, кто нуждается в этом общении. Ради себя, ради них, ради веры.

– В храм приходят, когда тяжело и больно. После медикаментозной помощи и реабилитации человек, лечащийся от зависимости, нуждается в постоянной поддержке. В помощи нуждаются и родственники зависимых, созависимые. Со временем наступает успокоение, утешение, исцеление. Потребность в таких встречах исчезает. Это и есть результат, – говорит протоиерей Александр Павлов, настоятель храма святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. Трезвенная группа в храме вот-вот отметит свое десятилетие, и за это время ее состав менялся неоднократно. – Многие уже не приходят на собрания, но поддерживают с нами общение. Благодаря вере, благодаря нашей поддержке человек понимает проблему, осознает ее. С этим знанием и силой ступает на жизненный путь самостоятельно. Двигается вперед, учась преодолевать испытания, искушения и соблазны. И таких – большинство.

* Данные на 2019 год.

Источник: журнал «Антинарк», Татарстан. № 3 (57) 2021.

Полностью прочитать номер журнала «Антинарк» можно ЗДЕСЬ.

Архив статей по месяцам