Доклад «О внедрении деструктивных культов и неорелигиозных организаций в реабилитацию наркозависимых» врача-нарколога, д.м.н., профессора, зав. кафедрой психиатрии ГБОУ ВПО ЧелГМА Минздравсоцразвития России Ирины Владимировны Шадриной и заместителя руководителя Миссионерского отдела Челябинской епархии Русской Православной Церкви Константина Владимировича Путника был прочитан на семинаре «Технологии церковной реабилитации наркозависимых», проходившем в Севастополе с 3 по 5 июня.
Какие секты существуют в России?
В России действуют два типа сект: классические (исторические) и секты нового типа. Из классических сект наиболее известны баптисты. Тоталитарно-деструктивными являются молодые секты, это активные авторитарные организации. Во главе любой секты стоит лидер, задачей которого является получение власти над своими последователями и их эксплуатация с целью получения личной прибыли. Цель – прибыль – скрывается под любыми благовидными предлогами.
Как государство регулирует деятельность сект?
Проблема нетрадиционных объединений деструктивной направленности (сект) и неорелигиозных организаций достаточно серьезна. В России на государственном уровне она практически не решается. Однако подготовлена законодательная база: Концепция национальной безопасности РФ, Доктрина информационной безопасности РФ, Федеральный Закон «О противодействии экстремистской деятельности».
Почему люди идут в секты?
Согласно исследованиям ГНЦ социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского, более 90% людей предрасположены к «организованной системе веры», то есть они не могут жить без идеалов и духовных авторитетов. При этом российский идеологический вакуум заполняется недоброкачественными идеологемами.
В тоталитарные секты люди заманиваются обещаниями восстановления моральных ценностей, постижением здорового образа жизни, альтруистическими призывами (помощь наркозависимым). Авторитарные, жестко структурированные секты практикуют скрытое воздействие на психику, поведение и жизнь людей, используя психотехники. Все это противозаконно и может быть нзвано «психологическим терроризмом».
Какие проблемы в сфере реабилитации людей с химическими зависимостями создает существование сект?
Секты все активнее подменяют собой врачей-психотерапевтов, наркологов. Также от сект часто исходят призывы не обращаться к врачам-психиатрам и наркологам.
Как свидетельствуют оперативные данные, в сектах с психологическим и психотерапевтическим прикрытием работают как профессиональные психологи, так и лица, получившие сертификаты от профессиональной психотерапевтической лиги (ППЛ). При этом нарушается приказ №112-н от 11.03.2008 «О номенклатуре специальностей и специалистов с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения РФ». В последние годы такие секты стали организовывать и врачи; возбуждены уголовные дела.
Десруктивные культы активно проникают в сферу деятельности наркологов, решая за них проблемы реабилитации наркозависимых. По ряду направлений реабилитационной помощи, а именно в сфере наркологии, в настоящее время отсутствует законодательная и методологическая база, что требует разработки соответствующих программ и методических рекомендаций.
Кто основные участники системы реабилитации наркозависимых в России сейчас?
Система реабилитации наркозависимых, существующая в настоящее время в России, представлена тремя основными участниками:
1. Пятидесятники («харизматическая секта»).
2. Русская Православная Церковь.
3. Коммерческие организации, заявляющие себя как благотворительные, без религиозной основы.
Ведущую роль в этой системе занимают пятидесятники. В Челябинской области в сфере реабилитации наркозависимых действуют следующие неопротестантские организации: «Новая жизнь», «Слово Божие», «Исход» или «Новое поколение» (известно как благотворительный фонд «Фарес»; организация стоит на грани экстремизма), «Краеугольный камень» и Миссия «Надежда» (активно работает в тюрьмах).
РПЦ – представлена мало; работает перманентно, т.к. нет финансовой поддержки.
Коммерческие организации без религиозной основы, заявляющие себя как благотворительные: «Крылья», «Город без наркотиков», «Преображение России» (их доктрина находится на стыке с протестантством). Наиболее активно работают пятидесятники.
Как работают с наркозависимыми пятидесятники?
Структура работы пятидесятников:
- Строгий отбор (отбирают только внушаемых).
- Строгое социальное ограничение (запрещены контакты с родственниками и ближайшим окружением, передвижение вне группы, любые самостоятельные действия). 3)
- Тотальное подчинение лидерам и волонтерам (волонтеры исполняют роль «сержантов»; на одного новенького – один волонтер; запрещено оставаться наедине с собой; 100% психофизическая загрузка; наказание – депривация сна с переписыванием Библии и т.п.).
Делается внушение: «Библия и организация – это единственная возможность излечиться». Таким образом, основная цель — формирование полной психологической и социальной зависимости.
Наблюдения и клинический опыт показывают, что через два года пребывания в организации наступает полная десоциализация личности, так как постоянно идет работа по внушению: «Вне группы ты ничто; вне группы ты вернешься к наркотикам…».
Все времяпрепровождение проходит внутри группы. Браки совершаются внутри сообщества (до 90%), реже – с прихожанами. Дети, рожденные в таких семьях, остаются внутри сообщества; у них вообще отсутствуют навыки жизни в нормальном социуме. Таким образом, одна зависимость заменяется другой, при этом личность остается десоциализированной.
Членам таких сообществ задается прогнозируемое зависимое поведение, которое в дальнейшем, в зависимости от целей и задач группы, можно легко активизировать в соответствии с требуемой ситуацией. Например, в оранжевой революции в Украине участвовала паства из групп «Новое поколение» и «Посольство Божие», которые реализовали заданное поведение.
Вызывает опасение тот факт, что пятидесятники-харизматы любыми путями пытаются присоединиться к государственным структурам, в частности к Госнаркоконтролю.
Как строятся взаимоотношения негосударственных реабилитационных центров с государством?
Реабилитационные центры, создаваемые вне медицинской системы наркологической помощи, стремятся любыми способами себя узаконить. Поэтому их лидеры, призывая общественность с определенной (оппозиционной) направленностью, создают системы сертификации, которые удобны именно им. Однако при этом они закрывают возможности как для центров, создаваемых (возможно создаваемых в будущем) в системе медицинской наркологической помощи, так и создаваемых Русской Православной Церковью.
Создано несколько вариантов сертификации. Так, в Екатеринбурге создана автономная некоммерческая организация, не имеющая отношения к государственным структурам, которая разработала систему сертификации и активно предлагает ее к применению. В соответствии с этой системой, сертификацию пройдут только реабилитационные центры пятидесятников.
Указом Президента РФ № 640 от 09.06.2010 года принята «Стратегия Государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года», согласно которой «Решение острых социальных проблем современного российского общества — это вопрос больше не профессиональный, а идеологический»
К сожалению, сегодня в вопросе идеологическом проигрывают как государство, так и Русская Православная Церковь, а врачи-наркологи проигрывают еще и профессионально.
Использованы элементы презентации, подготовленной Ириной Шадриной (посмотреть презентацию полностью можно здесь).
Подготовка к публикации Марии Хорьковой