Главная » Архив » Новости » Протоиерей Максим Плетнев: Плюсы и минус…
Участие Церкви в национальной системе реабилитации наркозависимых
Координационный центр по противодействию наркомании ОЦБСС
Благотворительный фонд святого праведного Иоанна Кронштадтского
Сотрудничество с государством
Профилактика наркомании
Технологии реабилитации
Зависимым
Родителям и близким

Логотип фонда ФОНД
Протоиерей Максим Плетнев: Плюсы и минусы программы «12 шагов»
Священник Максим Плетнев, заместитель руководителя отдела по противодействию наркомании и алкоголизму Санкт-Петербургской епархии. Фото: Андрей Петров

Из: Новая эра милосердия. Региональная конференция по церковному социальному служению. Северо-Западный федеральный округ. Секция «Церковная реабилитация наркозависимых». Методические материалы. — Москва: Координационный центр по противодействию наркомании Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению, 2010. — С. 24-25.

Так сложилось, что уже 15-й год я участвую в оказании церковной помощи наркозависимым. За это время множество раз, так или иначе, я сталкивался с программой 12 шагов и с сообществами АА, АН.

Как вы знаете, сегодня в Церкви разгорелась определенная дискуссия по данному вопросу. К сожалению, в этой дискуссии есть полюса, но нет экватора. В основном я встречал два противоположных взгляда. Или полное приятие, или полное отрицание. Моѐвыступление – это попытка выразить серединное мнение. Я не претендую на глубокий и всесторонний анализ, скорее это стремление придать дискуссии иное направление. Итак, плюсы и минусы.

Начнем с плюсов:

1. Преежде всего, это результат. Есть те, кто благодаря программе приходят к трезвости, или как они сами себя называют, выздоравливающие. Часто только церковно-приходская жизнь не даѐт положительных результатов, необходимо оказание специальной помощи. Наркомания как социальное явление с годами претерпевало определенные изменения. Сегодня социальный портрет наркозависимого иной, чем 10 лет назад. Порой это люди, отягченные не одной, а многими проблемами. Помощь наркозависимым – это сложный, многогранный и трудоемкий процесс. И здесь 12 шагов могут явиться подспорьем.

2. Сегодня мы видим примеры сотрудничества Церкви и сообществ АА, АН. Это, насколько мне виделось, произошло не сразу, отношения участников АА, АН к Церкви менялось, и менялось оно в лучшую сторону.

3. Соответственно многие участники 12-шаговой программы пришли к церковной жизни. В Храме, в котором я служу, чуть ли не треть прихожан — это АА, АН.

4. Инструмент. Программа дает доступный инструмент для нарко- и алкоголезависимых, инструмент для личного и индивидуального пользования. Он понятен и детально разработан.

5. Пятый пункт — это и плюс, и минус одновременно. Плюс: Христианская основа программы; люди прошедшую эту программу во многом расположены к принятию Христианства, они не против Христа.

6. Распространенность и доступность программы. Доступность в физическом смысле – много групп, развитая система. Группы есть не только во многих городах России, но и по всему миру.

7. Тиражируемость, самоорганизация и самоокупаемость. Возможность каждодневного участия.

8. Создается трезвенническая среда, это один из важнейших элементов в борьбе с зависимостями.

Минусы:

1. Эффективность программы — количество выздоравливающих. Насколько я понимаю, эффективность очень трудно определить. Цифры озвучиваются вроде хорошие, но если взять всех обратившихся к программе 12 шагов, то мы увидим минимальные результаты.

2. Минус-плюс. Христианские основы. Протестантское происхождение. Протестантизм крайнего толка, Оксфордская группа. Одно из отличий этой религиозной группы – принципиальная недогматизированность Веры. «Бог как ты его понимаешь» — фраза не случайная. Никаких догм, только личный религиозный опыт. Все это перешло и в программу 12 шагов. Вследствие этого у участников АА, АН порой возникает искаженное восприятие Бога и Церкви. И это искажение бывает непросто исправить.

3. Размытость религиозных понятий, при этом открытость и устремленность к неопределенному духовному может приводить к оккультному восприятию религии. Участники программы могут обратиться в буквальном смысле к оккультизму. «Бог как ты его понимаешь».

4. 12 шагов – это не секта, как утверждают иногда противники этой программы, но есть настораживающие моменты. Обособленность, деление на «своих и чужих». Обособленность возникает во время употребления ПАВ. В программе она не исчезает, а становится иной. Происходит деление на «программных и не программных». Порой некоторые спорные утверждения программы принимаются как истина в конечной инстанции. Приведу несколько таких утверждений. «Зависимому человеку по настоящему может помочь только зависимый человек». «Если ты не будешь ходить на группы, ты сорвешься». «По-настоящему выздоравливать можно только по программе».

5. Зависимость от групп. Застревание в программе. Остановка в развитии.

6. Размытость нравственных понятий.

Еще раз повторю, что вышесказанное – это попытка объективного взгляда. Хотя он, наверняка, получился субъективным. Малый опыт объемного взгляда на проблему.

Архив статей по месяцам