Горячая линия помощи наркозависимым: 8-800-600-16-93. Бесплатно. Профессионально. Анонимно.
Главная » Архив » Новости » Преосвященный Мефодий выступил на международном форуме по богословскому осмыслению проблем зависимости
Участие Церкви в национальной системе реабилитации наркозависимых
Координационный центр по противодействию наркомании ОЦБСС
Благотворительный фонд святого праведного Иоанна Кронштадтского
Сотрудничество с государством
Профилактика наркомании
Технологии реабилитации
Куда обратиться/горячая линия
Зависимым
Родителям и близким

Логотип – Благотворительный  фонд святого праведного Иоанна Кронштадтского Благотворительный фонд святого праведного Иоанна Кронштадтского
Преосвященный Мефодий выступил на международном форуме по богословскому осмыслению проблем зависимости

Международная конференция «Богословское осмысление проблем зависимости: православный и католический взгляд» прошла 1-2 октября в Александро-Невской лавре в Санкт-Петербурге. Форум был организован Отделом внешних церковных связей Московского Патриархата и Санкт-Петербургской митрополией в сотрудничестве с благотворительными фондами «Диакония» (Санкт-Петербург) и «Старый Свет» (Москва) при поддержке фонда «Помощь Церкви в нужде». В конференции приняли участие около 60 человек — священнослужителей, церковных социальных работников и экспертов из России, Польши, Румынии, Германии и Белоруссии.

Конференцию открыл модератор встречи, руководитель Координационного центра по противодействию наркомании Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению епископ Каменский и Алапаевский Мефодий.

Преосвященный Мефодий в приветственном слове подчеркнул, что цель форума — «не схоластика, а практика», и выразил надежду, что встреча будет «не серией докладов, а мозговым штурмом».

Ректор Католической высшей духовной семинарии «Мария — Царица апостолов» священник Константин Передерий отметил, что проблема зависимости — это вызов для всего человечества. Среди важнейших задач он назвал выработку программ по работе с зависимыми для духовных школ и семинарий.

Руководитель русского отделения благотворительного фонда «Помощь Церкви в нужде» Петр Гуменюк напомнил, что православные и католики уже обсуждали проблемы зависимости в прошлом году — инициатором встречи выступила рабочая группа, которую курируют митрополит Волоколамский Иларион и ординарий архиепархии Божией Матери в Москве архиепископ Павел Пецци.

Епископ Каменский и Алапаевский Мефодий в своем докладе «Зависимость как страсть» призвал обратиться к аскетике, святоотеческому опыту, согласно которому существует восемь основных страстей, а остальные являются сочетанием и «производными» их. Это относится и к греху наркомании. «Всегда есть страсть-родительница, и эта страсть становится неотъемлемой частью своего исчадия — наркомании. Приступая к борьбе с наркотической зависимостью, конкретному человеку нужно разобраться, чьим порождением его страсть является, и только в этом случае можно назначить правильный курс духовного лечения», — отметил архипастырь.

Преосвященный Мефодий отметил, что церковным структурам, оказывающим помощь зависимым, необходимо выработать собственный язык, а не пользоваться языком психологии. Зависимость от психоактивных веществ — не просто психологическая проблема, важно понять, какие духовные недуги, говоря церковным языком — страсти, приводят человека к зависимости.

Священник Юлиан Негру, руководитель антинаркотической программы Румынской Православной Церкви, в сообщении «Приход как терапевтическое сообщество» остановился на распространенном отношении к религии как к своду запретов. Он подчеркнул, что православие не является идеологией, философией или нравственным учением, а сосредоточено на живой личности Христа. Слово «грех» изначально обозначало отсутствие цели. В римском каноническом праве «зависимым» назывался человек, который стал рабом по решению суда из-за того, что не мог погасить долг. Вместо термина «зависимость», имеющего судебно-медицинское или юридическое происхождение, Церковь использует слово «страсть», которое означает «страдание», а не «грех». Слово «страсть» имеет ясную медицинскую коннотацию: это то, что нужно лечить, исцелять, а не наказывать. Надо рассматривать приход как «терапевтическую общину» для зависимых: цель «терапевтических приходских групп» — интегрировать зависимых, «потерянных овец», в церковную жизнь, где терапией для них станет чудо встречи со Христом, что приведет к восстановлению в них образа Божия.

Генеральный викарий Римско-Католической архиепархии Божией Матери в Москве священник Кирилл Горбунов выступил с докладом «Церковь, наркотики и наркомания». Документ Римско-Католической Церкви по вопросу о наркозависимости». Документ был принят папским советом в 2002 году, но, к сожалению, остался малоизвестным. Он обращен к епископату, но в нем есть много полезного и для духовенства, и для работников здравоохранения. В нем подвергаются критике все существующие светские методы реабилитации зависимых, поскольку только в Церкви человек может обрести смысл и полноту жизни. В свете этого наркомания предстает одной из форм потребительского отношения к жизни. Главная проблема зависимого человека — болезнь духа, а не вред для здоровья. Следует отрицательно относиться к либерализации наркомании, к термину «легкие наркотики», к замене зависимости от одних веществ зависимостью от других.

Диакон Александр Семенов зачитал доклад руководителя сети антинаркотических реабилитационных центров Выборгской епархии протоиерея Сергия Белькова «Анализ понятия страсти в христианской антропологии и аддикции в современной психологии». Подчеркивалось, что зависимость — не просто заболевание, она связана с личностными нарушениями. Пациент медицинской реабилитации — как правило, человек с тяжелой формой зависимости, а церковные программы позволяют начать коррекцию личности на раннем этапе.

Прозвучали также доклады профессора нравственного богословия, социальной этики и биоэтики университета «Лучиан Блага» в городе Сибиу (Румыния) доктора Себастьяна Молдована «Что за болезнь — порок зависимости?» и директора Францисканского центра профилактики зависимости Сан-Дамиано священника Павла Хмура «Сочетание профессиональной терапии зависимости с духовным миром на примере Францисканского центра профилактики зависимости Сан-Дамиано в Хэнцинах».

Исполнительный директор благотворительного фонда «Диакония» Елена Рыдалевская в докладе «Зависимость как отчужденность» отметила, что зависимый отчуждается не только от социума, но и от самого себя, своего разума, поскольку разум имеет отношение к личности, а человек теряет свою личность. Основная задача реабилитации — помочь ему вновь найти себя. Вторая задача — научить его формулировать свои чувства, что поможет ему справиться с изоляцией, почувствовать любовь окружающих. Необходимо преодолеть отчуждение от любви, от общности, от собственного сердца. У зависимого человека патологическое мышление, вместо ума — «лжеименный» разум, который обслуживает только потребность в психоактивных веществах. Обычные методы преодоления страстей не вполне годятся для зависимого.

Руководитель координационного центра по противодействию алкоголизму и наркомании епархиального ОЦБСС, руководитель православной благотворительной организации «Фавор» протоиерей Максим Плетнев в докладе «Богословский взгляд на зависимость от психоактивных веществ» представил видение зависимости от психоактивных веществ как био-психо-социо-духовное заболевание. В христианской парадигме «духовное» немыслимо без Христа и Церкви. Лечение «духовного заболевания» — это возрождение в человеке образа Божия, которое обусловлено его участием в жизни Церкви. Но у светских специалистов представления о духовности размыты.

«Страсти наркомании и винопития паразитируют на онтологическом стремлении человека обрести блаженство, — отметил он. — А испытываемое наслаждение при употреблении психоактивных веществ суть антиблаженство, возбуждаемое антиблагодатью, приводящее не только к смерти, но и к бесообщению.  Страсти наркомании и винопития являются особым видом идолослужения. Основная задача в  оказании помощи зависимым — привести их к ист        инному пониманию блаженства».

В докладе доктора психологических наук, профессора кафедры церковно-практических дисциплин СПбДА Ларисы Шеховцовой «Психологические и духовные симптомы зависимости как страсти» речь шла о том, что зависимость выступает как особо сильная страсть, целиком подчиняющая природу человека.

Прозвучали также доклады клирика храма святителя Николая Мирликийского в Амстердаме архимандрита Мелетия (Веббера) «Возрастая в вере, шаг за шагом» (доклад был зачитан Евгением Проценко), руководителя православного реабилитационного центра «Метанойя» игумена Ионы (Займовского) «Богословие и зависимость: некоторые основания курса для духовных школ», управляющего делами христианского благотворительного фонда «Старый свет» психолога Евгения Проценко «Различное влияние современных и архаичных представлений о зависимости и созависимости на формирование богословских представлений об этих феноменах», директора реабилитационного благотворительного фонда «Зебра и К» Екатерины Савиной «Особенности духовной реабилитации наркоманов и алкоголиков», настоятеля храма Покрова Пресвятой Богородицы в Ерине (Москва) протоиерея Андрея Дерягина «Содержание понятия «духовность» в контексте реабилитации зависимости», ведущего реабилитационной программы «Метанойя-2» протоиерея Алексия Агапова «Безоценочность как герменевтический принцип в пастырской работе с зависимыми и созависимыми».

Источники: Патриархия.ruСанкт-Петербургская митрополия

Архив статей по месяцам