Горячая линия помощи наркозависимым: 8-800-600-16-93. Бесплатно. Профессионально. Анонимно.
Главная » Архив » Без рубрики » Представление программы первичной профилактики «Ладья»
Участие Церкви в национальной системе реабилитации наркозависимых
Координационный центр по противодействию наркомании ОЦБСС
Благотворительный фонд святого праведного Иоанна Кронштадтского
Сотрудничество с государством
Профилактика наркомании
Технологии реабилитации
Куда обратиться/горячая линия
Зависимым
Родителям и близким

Логотип – Благотворительный  фонд святого праведного Иоанна Кронштадтского Благотворительный фонд святого праведного Иоанна Кронштадтского
Представление программы первичной профилактики «Ладья»

Я представлю вам программу первичной профилактики «Ладья», которая была создана в рамках проекта ПРООН «Поддержка инициатив религиозных организаций по противодействию эпидемии ВИЧ/СПИДа и паллиативному уходу в Российской Федерации»

Представление программы первичной профилактики «Ладья»Создавалась она при непосредственном участии Российского круглого стола Отдела внешних церковных связей РПЦ.

В начале работы обсуждалась концептуальная база – каким образом должна быть построена эта программа, так как предполагалось, что она будет проводиться в государственных учебных заведениях. По этой причине перед авторами ставилась задача написать программу, которая носила бы светский характер. В авторский коллектив вошли специалисты, работающие в различных, в том числе и государственных учреждениях. Это психологи – научные сотрудники, кандидаты наук.

Итак, прежде всего, это светские специалисты, но поскольку сразу было принято общее решение, что генеральной платформой к формированию программы станет христианское мировоззрение, то и писалась она таким образом, чтобы этот аспект был ведущим и обеспечивал смысловое единство всех занятий.

Программа создавалась в течение года с целью совместить написание непосредственно с внедрением и апробацией, которая проходила в Брянске, под руководством авторов программы. Там при поддержке насельника Богородице-Казанской Площанской мужской Пустыни иеромонаха Диомида была создана общественная организация «Благо», которая предложила психологам Брянска, работающим в общеобразовательных школах, пройти тренинг по всем занятиям программы «Ладья», что и было сделано. Поэтому программа носит прикладной характер – психологи, которые прошли три трехдневных тренинга, ведут ее в брянских школах.

Иными словами, авторы программы при ее внедрении смогли получить обратную связь – каким образом молодежь реагирует на занятия, что необходимо откорректировать, какие поправки или уточнения внести для специалистов, которые непосредственно будут ее вести.

Сейчас мы стремимся, чтобы в некоторых регионах, которые в этом заинтересованы, специалисты государственных учреждений получили бы возможность обучиться по этой программе и преподавали бы ее в государственных учебных заведениях.

Более-менее успешно внедрение программы идет в Калининграде, где органы министерства образования ею заинтересовались. Мы получили рецензию от Академии постдипломного педагогического образования в Санкт-Петербурге, где выражается согласие с тем, что программу «Ладья» можно внедрять в детских учебных заведениях в качестве воспитательной.

В ближайшее время мы продолжим тренинги в Калининграде, чтобы по их окончании педагоги и психологи из различных школ смогли начать работу.

Каким образом можно найти понимание и отклик у директоров и администрации учебных учреждений? Министерство образования РФ пока не выработало какую-либо понятную собственную программу по профилактике зависимого поведения, а также по профилактике социально-значимых инфекций, таких, как ВИЧ/СПИД. Но Минобразования позитивно относится к сотрудничеству с региональными СПИД-центрами. Поэтому мы пошли таким путем: подписали договоры о сотрудничестве с Центром СПИДа Санкт-Петербурга и с межрайонным наркологическим диспансером, в задачи которых входит профилактическая работа в учебных учреждениях. Если вышеуказанные медицинские учреждения принимают эту программу и считает возможным предложить ее в своем регионе, то есть фактически ее одобряют, она, при условии одобрения администрацией учебного учреждения, может быть предложена учащимся.

В чем принципиальное отличие нашей программы от других профилактических программ? Очень часто различные светские программы говорят, что нужно делать, и чего делать не нужно, то есть они дают некий практический навык. В центре же программы «Ладья» стоит сама личность ребенка, к которому мы идем с нашим посланием. Основной принцип программы – учитывать, какой человек будет обладать полученными знаниями. Программа помогает понять человеку: почему ты делаешь такой выбор. Она не просто учит, что надо или что не надо делать – она спрашивает подростка: «Почему ты принимаешь такое решение?», ведет с ним дискуссию и помогает принять конструктивное решение. По крайней мере, она предлагает ему альтернативу – как сделать отличный от принятого в массовой культуре выбор. Она говорит подростку о том, что этот выбор возможен.

При этом в материале занятий мы очень часто используем классическую литературу, цитируем Пушкина, народные сказания и всячески рекомендуем, чтобы тренер организовывал молодежь на ролевые игры, дискуссии потому что в возрасте, на который рассчитана программа (от четырнадцати до семнадцати), деятельные формы предпочтительнее разговорных. Подростку важно самому высказаться, важно продемонстрировать какие-то практические навыки, умения, размышления, вспомнить о своей жизни.

Таким образом, молодежь вовлекается в открытую, непредвзятую дискуссию, в которой мнение молодых принимается. Когда я провожу занятия по этой программе, в частности, среди студентов медицинского колледжа, то вижу, что молодежь на самом деле открыта и заинтересована в диалоге. Мы часто говорим, что молодежь находится под воздействием СМИ, но, когда начинаешь вести дискуссию, то выясняется, что им просто не с кем поговорить о волнующих их вопросах – о любви, о смысле жизни, об отношениях с противоположным полом, о счастье. Подростки воспринимают ту мифологему, которую видят по телевизору. С родителями многие вещи они обсуждать не могут; кроме того, во многих семьях утрачен душевный, искренний диалог об основополагающих вопросах человеческой жизни. С педагогами, тем более, они обсуждать эти вопросы не станут, а в своей среде они обсуждают их совершенно не в том ключе, в котором мы имеем возможность поговорить с ними в рамках занятий.

Программа рассчитана на двадцать два занятия продолжительностью по полтора часа. При практическом внедрении в учебно-воспитательный процесс она может идти в том режиме, который устраивает учебное заведение. Например, один директор предложил освободить целый учебный день для каждого класса, и мы вели занятия с девяти до трех в режиме тренинга с небольшими перерывами и с обедом для детей. Иными словами, проведение программы может осуществляться в тех условиях, которые нам предлагает администрация учебного заведения.

Возрастное ограничение – с четырнадцати до семнадцати, но на самом деле программу можно проводить и с более старшими людьми, например, двадцати-двадцатипятилетними, если они открыты и готовы к диалогу.

Поскольку программа проходит в тренинговом формате, важно, чтобы число участников группы не превышало двадцати пяти человек, потому что с большим количеством народа интерактивные занятия вести трудно.

Какие принципы заложены в основу программы?

Первый и главный принцип – терпимость к религиозным и мировоззренческим убеждениям участников группы. Это очень важно, потому что на территории Российской Федерации проживает молодежь, принадлежащая к разным семьям, у которых традиционно разные религии. Довольно часто мы сталкивались с тем, что в группе есть дети и из мусульманских семей, и из семей, посещающих протестантскую церковь. Должна сказать: я всегда с большим уважением вижу, что именно девушки из мусульманских семей наиболее последовательны в своих убеждениях и наиболее твердо и основательно говорят о том, что они считают важным начинать интимные отношения в браке, и что в их семье и в их религии не прияты добрачные половые отношения.

Принцип мотивационной готовности. Очень важно, чтобы дети, которым адресован тренинг, были эмоционально вовлечены в занятия, заинтересованы, открыты, имели желание участвовать; чтобы не было того, о чем митрополит Кирилл сказал «опять пришли предки и будут чему-то учить». И тогда они смогут интериоризировать (присвоить) те представления и знания, которые они получат в рамках данного занятия. А ведь это самое важное – чтобы представления, которые мы им даем, стали для детей собственными, родными; и чтобы дети стремились бы выстраивать свою жизнь сообразно со своими убеждениями. Принцип мотивационной готовности как раз и обеспечивает интериоризацию знаний, полученных в программе, способствует тому, чтобы эти знания стали жизненным навыком.

Принцип целостности материала подразумевает, что, поскольку программа написана в рамках христианского мировоззрения, то главным в ней все-таки является обсуждение в разных формах тех Заповедей, которые даны человеку Богом и нарушение которых обычно приводит людей к скорби, горю и разочарованию.

Принцип учета возрастных особенностей заключается в том, чтобы тренер почувствовал, в какой детский коллектив он пришел и чтобы те элементы и формы работы, которые он намерен использовать, были в данном коллективе уместны.

Принцип «от других – к себе» связан с тем, что детям гораздо проще говорит не о своем внутреннем пространстве, а обсуждая что-то. Поэтому в программе предлагаются дискуссии по различным притчам, цитатам из литературных произведений; возможно обсуждение небольших фрагментов кинофильмов. И, когда подростки высказывают свое мнение о той или иной проблеме, то, конечно, открывается их собственное отношение, иными словами, их система ценностей, их мировоззрение. Отсюда можно постепенно переходить к обсуждению внутренней позиции участников программы, потому что, говоря вначале о чем-то внешнем, к чему они выказывают свое отношение, легче перейти к их внутренним вопросам, задачам, которые они перед собой ставят, к тому, как они видят мир и отношения между людьми.

Принцип приоритета развития над обучением. Очень важно, чтобы дети осознали и сформулировали именно свое отношение – например, в рамках ролевых игр проявили собственное отношение к тому или иному вопросу. Когда мы проигрываем с ними различные ситуации, важно, чтобы они почувствовали, каким образом строятся их отношения. Поэтому в программе очень много игр, в том числе коммуникативных, которые актуализируют соответствующую разбираемой теме часть опыта подростка и показывают, как он будет себя вести в обществе. Немалую роль играет способность тренера структурировать обсуждение таким образом, чтобы, благодаря активности подростков, упражнение достигало необходимого результата.

Принцип перехода от осознаваемых проблем в отношениях с миром, другими людьми и самим собой к более трудным для осознания этическим и духовным проблемам. Иными словами, есть вопросы более простые и более сложные. Программа это учитывает и постепенно подводит детей к более абстрактным вопросам: что такое счастье, в чем состоит смысл жизни и так далее. Оболочка предлагаемых упражнений в большинстве случаев носит игровой характер, отвлеченный от этической проблематики, поскольку такая форма работы является не только наиболее привлекательной для подростков, но и наиболее эффективной. Задача ведущего – в обсуждении привести группу к анализу неявных проблем, постепенно углубляясь в суть вопроса.

Принцип учета особенностей естественной группы. Дело в том, что программу можно проводить и с так называемыми девиантными детьми, например, из неблагополучных семей или с находящимися в трудной жизненной ситуации. В пояснительной части программы дается объяснение для тренера, каким образом он должен строить занятия с учетом особенностей этих детей (с ними труднее проводить занятия, они менее внимательны). Кроме того, программа ориентирована на реальные учебные группы, поэтому ведущему важно помнить, что подросткам предстоит общаться друг с другом и после завершения цикла занятий. Это отличие от обычной тренинговой группы требует повышенного уровня психологической безопасности.

Содержание программы структурировано вокруг категорий экзистенциально-нравственного плана, которые так или иначе связаны с проблематикой ВИЧ/СПИДа: счастье, я и моя жизнь, мир души, общение и дружба, одиночество, мужчина и женщина, любовь, семья, род, культура, жизнь и смерть, добро и зло, ценности, цели и смысл, свобода, выбор и так далее.

Тема ВИЧ/СПИДа проходит сквозь программу, так сказать, пунктиром и, хотя и является приоритетной, не представлена в цикле занятий как содержательно доминирующая. Она подробно прорабатывается в специально посвященном проблеме ВИЧ/СПИДа занятии, а в других занятиях мы так или иначе упоминаем о ВИЧ в контексте вопросов, которому посвящено данное занятие. Например, тема о здоровье – каким образом ВИЧ-инфекция влияет на здоровье? Тема любви, семьи – почему мы с вами говорим о ВИЧ-инфекции? – потому что она влияет на семью, на отношения в семье, на то, как человек контактирует с окружающим миром.

Важно, чтобы в процессе работы в программе у детей формировались представления о ценностях, чтобы после прохождения программы они могли более уверенно и четко выстроить свою внутреннюю ценностную позицию.

На конференции уже говорилось, что, если мы выходим на детскую аудиторию эпизодически, этого очень мало. Поэтому очень важно, чтобы в течение года в детской группе эта программа была проведена полностью. Если мы хотим, чтобы она оставила в душе ребенка заметный след, ему необходимо на протяжении всего года участвовать в занятиях. Тогда есть надежда, что какие-то его ценностные категории могут претерпеть определенные изменения.

В программе имеется «инструмент измерения», позволяющий оценить, произошли ли позитивные сдвиги и, если произошли, то в какой степени. Это простое анкетирование, которое может провести каждый преподаватель.

Еще один очень важный момент – формирование у подростков, занимающихся в программе, психологической компетентности, которая является важным ресурсом духовно-нравственного роста. Она предполагает развитие у подростков навыков коммуникации, рефлексии, творческого самовыражения.

Основным методом работы является личностный тренинг, в ходе которого создаются условия для личностных преобразований участников.

Формы работы самые разные – беседы, дискуссии, мозговой штурм, мини-лекции, ролевые игры, элементы психодрамы и так далее.

Позвольте привести конкретный пример.

Когда мы с подростками работаем по теме «любовь», мы предлагаем им высказать их отношение, пояснить, что такое, на их взгляд, любовь и влюбленность, проводим дискуссию на эту тему. Есть такая форма, которая называется «спорное утверждение». Как мы говорим ребятам, это – неоднозначное высказывание, на которое у разных людей бывают различные реакции и ответы. Мы пытаемся апеллировать к моменту, который очень развит у подростков – к их желанию дискутировать по той или иной точке зрения. Произнося в группе спорное утверждение, мы просим ребят разделиться на тех, кто с ним согласен, кто не согласен и кто сомневается и еще не имеет определенного мнения по данному вопросу.

Одним из таких вопросов, которые мы задаем подросткам, является отношение к так называемому гражданскому браку. Мы стараемся не употреблять выражение «гражданский брак», так как в сознании разных людей оно наделено различным смыслом. Для молодежи это в основном – совместная жизнь без регистрации брака, для взрослых очень часто это брак, который зарегистрирован государственными органами. Поэтому спорное утверждение звучит таким образом: «лучше пожить вместе до регистрации брака, чтобы узнать друг друга глубже». Сейчас я предлагаю присутствующим кратко высказаться, что думаете по этому поводу вы: если согласны, то почему, приведите свои аргументы, и если несогласны – то почему и тоже ваши аргументы.

Участники Круглого стола высказывают и аргументируют свои взгляды на спорное утверждение о гражданском браке. Некоторые называют гражданский брак «пробным браком».

Как мы отвечаем подросткам, подводя итоги обсуждения спорного утверждения о гражданском браке? Религиозные аргументы чаще всего оказываются неубедительными, потому что подростки не считают себя членами какой-либо церкви, и на самом деле ими не являются. Поэтому мы нашли веские аргументы против гражданского брака, не прибегая к религиозным понятиям.

Вернемся к смыслу самого утверждения «лучше пожить вместе до регистрации брака, чтобы глубже узнать друг друга». Молодежь обычно относится к этому утверждению позитивно. Молодые полагают, что, посмотрев, как он стирает свои носки, а она готовит обед, они с большей вероятностью достигнут счастья и через какое-то время зарегистрируют свои отношения. Мы им говорим, что это утверждение ошибочно – в добрачных отношениях узнать друг друга невозможно. И объясняем, почему: на самом деле мужчина и женщина в своей жизни играют, в зависимости от своего статуса, разные социальные роли.

На первом этапе построения отношений он становится женихом, а она называется невестой. Что в этом состоянии обычно у людей бывает? Обычно они максимально разворачиваются со своей положительной стороны, и, конечно, не потому, что они хотят друг друга обмануть и предъявить то, чего нет на самом деле. Он действительно убирает в своей комнате, стирает свои носки или, по крайней мере, кладет их в стиральную машину, потому что он на самом деле стремится произвести на нее хорошее впечатление. Понятно, что она не ходит на свидания в бигуди и дырявых колготках, потому что она тоже хочет произвести на него положительное впечатление. Поэтому, даже если в ее характере есть или плаксивость, или занудство, в этот период она максимально благожелательна, добра, приветлива и мила по отношению к нему.

Еще если мы задумаемся над самими словами, которыми называются юноша и девушка в этот период, то обнаружим, что слово «невеста» состоит из приставки «не» и корня «весть». По-славянски «весть» означает «знание», «информация». Иными словами, с лингвистической точки зрения «невеста» – это «непознанная женщина». И в Библии предикат, означающий супружеские отношения – «познавать»: «Адам познал Еву, жену свою» (Быт 4:1). Поэтому невестой всегда была непознанная мужчиной девушка, которая приносила на алтарь замужества дар, данный ей Богом, – девственность. Вот почему она приходила на венчание в церковь в белом: белый цвет – символ чистоты и невинности. В этом плане то, что между ними совершалось внешне, отражало ту глубину, то состояние в котором она реально находилась – она была непознанная девушка, девственница, поэтому она и была в белом, муж приносил ей белые цветы, и в этом и заключались красота и смысл обряда, в котором они участвовали. Если такого не происходит, и он – уже третий или четвертый в ее жизни человек, одежда, которую они надевают, уже не имеет того символического смысла, что был до революции у наших предков, когда они вступали в брак.

Следующая потенциальная роль, в которой они могут выступить, – это муж и жена. После того, как они заключают некий ответственный договор – либо как граждане государства, либо в церкви, в которой они состоят, – у них друг перед другом появляется определенная ответственность. Для них это – новый этап отношений: если раньше он привык, что его встречают с улыбкой, то теперь она встречает его в дверях с вопросом: «Где твоя зарплата?», а он говорит: «А где мой обед?». И этот новый формат отношений обязывает их как-то приспособиться к тем новым социальным ролям, в которые они вступили, заключив брак. После того, как они к этим ролям адаптировались, и она поняла, что с ним лучше вступать в разговоры только после того, как он поест, а он понял, что после того, как поест, надо сказать ей спасибо и заметить прекрасные новые занавески, которые она повесила на окна в его отсутствие, наступает новый этап отношений.

На этом этапе появляется ребенок, и тогда она становится матерью. А он – отцом. И для каждого это еще одна новая социальная роль. Появляется третий, младенец, который, как правило, на первом году жизни забирает все время и внимание матери. Он не вполне понятный объект для отца, который в силу своей мужской природы затрудняется вступать в какую-то коммуникацию с ребенком, а женщина прекрасно понимает все оттенки его плача – когда он голодный, когда он описался, когда он соскучился и просит взять на руки. А мужчине непонятно, почему, когда он приходит с работы уставший, женщина, вместо того, чтобы предложить ему обед, говорит, что надо быстро сходить за молоком или с коляской, я устала, дома нет соков – и для него это достаточно новый опыт, который трудно пережить. Период, когда в браке появляется ребенок, – новый этап отношений для людей, на котором они испытывают соответствующие трудности.

Сейчас, когда девушка выходит замуж, то зачастую выходит с установкой, что она должна получать от мужчины удовольствие, и она совершенно не может посмотреть вперед и увидеть, каким он будет отцом ее детей – в отличие от наших предков, которые всегда об этом думали. Например, Александр Сергеевич Пушкин, будучи при смерти, сказал жене, чтобы она по истечении траура вышла замуж за человека, который будет достойным отцом для их детей.

И вот с этой точки зрения мнение молодежи, что они и вправду проверят друг друга и поймут, смогут ли они жить вместе, является абсолютно мифологемой, ибо узнать друг друга глубоко невозможно, пока они не прожили все те социальные роли, которые им предстоят в брачных отношениях.

Кроме того, мы говорим с подростками о том, что, безусловно, брачный союз существует, в том числе, и для рождения детей. И если он и она вступают в отношения безответственные, то часто для девочки эти отношения грозят абортом. Когда она забеременеет – особенно, если это произойдет случайно, из-за неосторожности – она может остаться один на один с этой проблемой, потому что он скажет, что это исключительно ее дело, как она поступит с будущим ребенком.

И для того, чтобы молодежь услышала какие-то классические мнения на эту тему, мы им приводим стихотворение Дмитрия Кедрина «Беседа» (оно написано в 1937 году, поэтому там имеется некая апелляция к советской власти):

 На улице пляшет дождик. Там тихо, темно и сыро.
               Присядем у нашей печки и мирно поговорим.
               Конечно, с ребенком трудно. Конечно, мала квартира.
               Конечно, будущим летом ты вряд ли поедешь в Крым.
 Еще тошноты и пятен даже в помине нету,
Твой пояс, как прежде, узок, хоть в зеркало посмотри!
Но ты по неуловимым, по тайным женским приметам
Испуганно догадалась, что у тебя внутри.
               Не скоро будить он станет тебя своим плачем тонким
               И розовый круглый ротик испачкает молоком.
               Нет, глубоко под сердцем, в твоих золотых потемках
               Не жизнь, а лишь завязь жизни завязана узелком.
 И вот ты бежишь в тревоге прямо к гомеопату.
Он лыс, как головка сыра, и нос у него в угрях,
Глаза у него навыкат, и борода лопатой,
Он очень ученый дядя - и все-таки он дурак!
               Как он самодовольно пророчит тебе победу!
               Пятнадцать прозрачных капель он в склянку твою нальет.
               «Пять капель перед обедом, пять капель после обеда -
               И всё как рукой снимает! Пляшите опять фокстрот!»
 Так, значит, сын не увидит, как флаг над Советом вьется?
Как в школе Первого мая ребята пляшут  гурьбой?
Послушай, а что ты скажешь, если он будет  Моцарт,
Этот не живший мальчик, вытравленный тобой?
               Послушай, а если ночью вдруг он тебе приснится,
               Приснится и так заплачет, что вся захолонешь ты,
               Что жалко взмахнут в испуге подкрашенные ресницы
               И волосы разовьются, старательно завиты,
Что хлынут горькие слезы и начисто смоют  краску,
Хорошую, прочную краску с темных твоих  ресниц?..
Помнишь, ведь мы читали, как в старой английской сказке
К охотнику приходили души убитых птиц.
               А вдруг, несмотря на капли мудрых гомеопатов,
               Непрошеной новой жизни не оборвется нить!
               Как ты его поцелуешь? Забудешь ли, что когда-то
               Этою же рукою старалась его убить?
Кудрявых волос, как прежде, туман золотой клубится,
Глазок исподлобья смотрит лукавый и голубой.
Пускай за это не судят, но тот, кто убил,- убийца.
Скажу тебе правду: ночью мне страшно вдвоем с тобой!

Реплика:

– Вот если бы время на телевидении дали вам, а не «Дому-2» или другим пошлым передачам, у нас было бы меньше разводов и меньше проблем с ВИЧ/СПИДом. Но, к сожалению, сегодняшняя действительность такова, что подростки учатся не на программах, подобных той, которую вы нам представили, а смотрят «Дом-2», пошлые ролики НТВ и массу других низкопробных передач.

– Я много встречаюсь с молодежью и могу сказать, что вообще им не хватает честного, искреннего слова. Они ведь отчасти понимают, что все эти передачи – фальшь, вранье, какая-то спекуляция. Они нередко смеются над той же Ксенией Собчак и ей подобным. Поэтому когда с ребятами говоришь честно, открыто, непредвзято, апеллируя к понятиям, которые им близки, и они готовы к разговору, то в принципе отдача есть. Даже в течение трехчасового тренинга, на котором мы разговариваем с ребятами о любви, влюбленности, браке, отношениях и о гражданском браке – даже всего через три часа они говорят: «Да, вы знаете, вот я засомневался, стоит ли мне жить с девушкой до заключения брака».

Архив статей по месяцам