Горячая линия помощи наркозависимым: 8-800-600-16-93. Бесплатно. Профессионально. Анонимно.
Главная » Архив » Новости » Паутина игры: почему ВОЗ признала игроманию заболеванием
Участие Церкви в национальной системе реабилитации наркозависимых
Координационный центр по противодействию наркомании ОЦБСС
Благотворительный фонд святого праведного Иоанна Кронштадтского
Сотрудничество с государством
Профилактика наркомании
Технологии реабилитации
Куда обратиться/горячая линия
Зависимым
Родителям и близким

Логотип – Благотворительный  фонд святого праведного Иоанна Кронштадтского Благотворительный фонд святого праведного Иоанна Кронштадтского
Паутина игры: почему ВОЗ признала игроманию заболеванием

Психиатр Виктор Ханыков — о том, почему Всемирная организация здравоохранения признала зависимость от компьютерных игр заболеванием и какие аддикции еще могут получить официальный статус.

Понятие «интернет-зависимость» возникло почти сразу после изобретения и массового внедрения в нашу жизнь Всемирной паутины. И неудивительно. У части людей зависимость развивается от любого занятия, дающего возможность неоднократно получить положительные стимулы в коротком интервале времени, то есть серийные выбросы «подкрепляющих» поведение веществ специальными нейронами мозга. В зоне риска те, у кого не развита система иных успешных, подкрепляющих занятий, включая профессиональные, семейные и досуговые. Проблемы с успешностью при огромной потребности характерны для детей и подростков, поэтому они особенно уязвимы.

Виктор Ханыков

На днях ВОЗ официально признала заболеванием игроманию — навязчивое увлечение компьютерными играми по Сети — один из видов интернет-зависимости. Это направление представляет особую опасность. Индустрия компьютерных игр поставляет на рынок сильнейшую альтернативу реальному миру, превосходящую реальность по разнообразию и увлекательности сюжетов, с возможностью гораздо быстрее приобрести новые навыки и достигнуть результатов. При этом идет неуклонное усиление «реальности» форматов — по линии 3D, 4D и прочих спецэффектов.

Кто из нас не мечтал в детстве оказаться сказочным героем, участником таинственных приключений или пиратских битв? Что ж, теперь это доступно и самим детям, и недоигравшим в разбойники или солдатики взрослым. В интерактивном, как правило, командном экшен-варианте. Игра сопряжена с получением моральных, а то и материальных дивидендов от успехов, не говоря уже о непрерывном удовольствии от самого участия в процессе. Шквал нейрофизиологического подкрепления такому поведению подчас круче наркотического — со всеми его токсическими издержками. Развитие зависимости от компьютерных игр — обязательное последствие, если этому занятию посвящается больше времени, чем любому другому хобби человека. По мере развития аддикции геймер «отучается» от реальности, от постановки и выполнения задач в ней. Он практически начинает жить в игровом пространстве, «переезжая» из реальности на диск стоящего где-то сервера. И все его успехи — иллюзии и фейки, уничтожаемые одним щелчком мыши по мановению неведомого оператора. И чем дальше, тем управляемее становится психика потребителя игры. Что это, если не болезнь?

Однако важно развеять миф и о мнимой безопасности остальных видов интернет-деятельности. Привыкание могут вызывать и посещения порносайтов, а также многочасовое пустопорожнее общение в сетевых сообществах. «Лайки» — маленькие, но множественные «укусы» удовольствия, подкрепления собственной успешности.

К интернет-зависимости относится и веб-серфинг. Привыкание вызывает даже механическое «плавание» по новостям, перемежаемое то музыкой, то фильмами. И даже если здесь зависимость развивается медленнее, то вред-то не только в ней! Заполнение «файлов» мозга несистематизированной разноплановой информацией без различения правды, фейков и просто целенаправленной лжи реально и неизбежно отупляет мышление, уплощает эмоциональные реакции и вовсе не развивает личность, как некоторым кажется.

В заключение приведу тревожный факт. В последние четыре года родители чаще приводят детей и подростков к специалистам моего профиля не из-за наркотиков. А из-за того, что, погрузившись в виртуальный мир, их чада бросают школы, вузы или девушек, изолируют себя от друзей, перестают мыться и почти отказываются от еды.

Автор — научный сотрудник Федерального медицинского исследовательского центра психиатрии и наркологии им. В.П. Сербского

Источник: Известия

Архив статей по месяцам