Главная » Архив » Новости » «Наша цель не в том, чтобы человек …
Участие Церкви в национальной системе реабилитации наркозависимых
Координационный центр по противодействию наркомании ОЦБСС
Благотворительный фонд святого праведного Иоанна Кронштадтского
Сотрудничество с государством
Профилактика наркомании
Технологии реабилитации
Зависимым
Родителям и близким

Логотип фонда ФОНД
«Наша цель не в том, чтобы человек был трезвый, а чтобы он спасался». Епископ Мефодий — о дистанцировании  от «12 шагов». ВИДЕО

Руководитель Координационного центра по противодействию наркомании Синодального отдела по благотворительности епископ Каменский и Камышловский Мефодий рассказал об отношении к группам анонимных алкоголиков и наркоманов и 12-шаговой программе. Смотрите видеоматериал.

Есть крайняя степень групп «Анонимные наркоманы» и «Анонимные алкоголики», где участники групп могут одновременно молиться и Кришне, и Христу, и Аллаху. Конечно, это неприемлемо. Но, как правило, большинство групп «АА» и «АН», которых привечают православные приходы, призывают Христа как Высшую силу. Все-таки это прохристианские группы. Как к ним относиться?

Воевать с ними точно не следует. Но нужно понимать, что используемая ими методика, технология работы родилась в протестантской среде. Более того, в «Оксфордской группе» (откуда вышли «Анонимные алкоголики»- прим. ред.) протестантство было разбавлено многократно…

По сути, группы «АА» и «АН» — это протестантские группы по работе с проблемой зависимости. Но ведь у нас есть православный подход к решению этой проблемы — его нам и надо придерживаться.

Некоторые говорят, что начали ходить в группу «АА», но пришли через это в Церковь. Но лучше, когда человек сразу приходит в православие, минуя протестантизм. Совмещать протестантизм и православие всегда очень сложно — как говорится, одна нога здесь, другая там. Соединить органично практику этих групп (учитывая не только 12 шагов, но еще и 12 традиций) невозможно. Там другая догматика, другая идеология.

Мы же не говорим, что протестантизм это более упрощенная форма христианства, что это первый шаг к православию. Нет, православие это православие, а протестантизм это протестантизм. Поэтому мы достаточно ревностно относимся к тому, чтобы не совмещать протестантизм и православие.

Но вот в теме работы с зависимыми это совмещение произошло исторически, здесь у нас на Руси. К нам пришли группы «Анонимные наркоманы», «Анонимные алкоголики», традиция «12 шагов»…

Воевать с ними не следует, от них просто нужно дистанцироваться, отстраниться. Как мы дистанцируемся от протестантизма (при этом мы ведь не преследуем протестантов). Считаем, что они тоже христиане, но в рамках другой традиции. Нам же надо всецело придерживаться нашей традиции.

Наш подход в православии органично связан с нашей Церковью. В рамках нашей традиции считается, что главным деятелем в работе с зависимыми (алкоголиками, наркоманами) является Благодать Божия во всей полноте церковной жизни. То есть Сам Бог работает с ними и работает наиболее эффективно. А среда, в которой это происходит, это не отдельные группы, а часть приходской жизни. Люди, которые живут на приходе, становятся частью паствы и среди этой паствы и спасаются. Этот процесс реабилитации происходит внутри церковной общины, органично в нее входя.

Работа по преодолению зависимости и приходская жизнь отлично совмещаются. В рамках прихода мы боремся со всеми страстями, со всем набором, который только существует. В том числе и со страстью наркомании и алкоголизма, которые рассматриваем не только как страсть, но и как болезнь. А, поскольку мы боремся с этой страстью, то должны понимать ее специфику, у нас должна быть некоторая компетенция понимания алкоголизма и наркомании. Также, как, например, при работе с другими страстями, например, с тщеславием или блудом. Надо понимать, как конкретно работать с этой страстью, с этой проблемой.

Реабилитация — слово, которое пугает людей. А на самом деле в чем смысл этой реабилитации? В том, чтобы человек изменил свое мировоззрение. Чтобы он принял то мировоззрение, в котором для страсти пьянства, наркомании нет места. Природу нельзя поменять, но можно поменять свое поведение, отношение к этой части испорченной природы.

Реабилитация — это перевоспитание, но не академическое, школьное, а аскетическое перевоспитание. Перемена мировоззрения — это на нашем языке покаяние. По сути, эти люди проходят свою школу покаяния, которая соответствует их конкретной проблеме. Школа покаяния приводит не только ко спасению, но и наиболее ревностных  — даже к святости…

Видеоматериал подготовлен в рамках проекта «Союз нерушимый», реализуемого Благотворительным фондом святого праведного Иоанна Кронштадтского при финансовой поддержке Фонда президентских грантов.

Архив статей по месяцам