Главная » Архив » Без рубрики » Интервью журналу Нарконет (Уберечь детей…
Участие Церкви в национальной системе реабилитации наркозависимых
Координационный центр по противодействию наркомании ОЦБСС
Благотворительный фонд святого праведного Иоанна Кронштадтского
Сотрудничество с государством
Профилактика наркомании
Технологии реабилитации
Зависимым
Родителям и близким
Мониторинг СМИ

Логотип фонда ФОНД
Интервью журналу Нарконет (Уберечь детей от наркотиков)

Вопрос 1: Какова история создания документа «Об участии Русской Православной Церкви в реабилитации наркозависимых»?

Для подготовки важных документов для их обсуждения на Архиерейских Соборах (прим. Архиерейский Собор – высший орган власти в поместных Церквях, полнота власти в Церкви принадлежит собору епископов) в 2009 году был учрежден специальный совещательный орган — Межсоборное присутствие. В структуру Межсоборного присутствия входит ряд комиссий, каждая из которых отвечает за одно из направлений церковной деятельности. Одно из таких направлений — организация церковной социальной деятельности и благотворительности. В начале 2010 года на одном из заседаний этой комиссии, возглавляемой митрополитом Калужским и Боровским Климентом, была признана необходимость подготовить концептуальный документ о работе с наркозависимыми. Эти люди также составляют малую часть нашей паствы, но многие из попавших в эту беду и их близкие с какого-то момента обращаются за помощью в Церковь. Согласно заповеди Господа: «Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся» (Мф. 5:42), служители Церкви не должны в этой помощи отказывать. В числе экспертов я был привлечен комиссией по организации церковной социальной деятельности и благотворительности к работе над этим документом. Начальный вариант «Концепции РПЦ по реабилитации наркозависимых» (рабочее название документа) был представлен комиссии в мае 2010 года, и сразу был принят за основу. Идейное ядро и структура документа сохранились неизменными до сих пор, хотя в деталях он был серьезно переработан. 17 августа в здании издательского отдела Русской Православной Церкви (Отдел возглавляет митрополит Климент), прошел круглый стол по обсуждению доработанного варианта Концепции. В круглом столе, кроме членов комиссии и экспертной группы участвовали богословы, руководители православных реабилитационных центров, от государства представители наркологии, аппарата ГАК и ФСКН, Роспотребнадзора, других заинтересованных министерств и ведомств. Во время обсуждения был высказан ряд важных замечаний, в целом документ также получил одобрение. После обсуждения на круглом столе Концепция была размещена на официальном сайте Русской Православной Церкви для широкого обсуждения. Правка документа, с учетом всех высказанных замечаний и пожеланий, была закончена к концу осени, после чего документ был передан в Президиум Межсоборного присутствия. Но к Архиерейскому Собору 2011 года, прошедшему 2-5 февраля, Концепция не успела пройти все необходимые процедуры, не была Собором рассмотрена. Сейчас я понимаю, что в итоге это пошло документу на пользу, потому что он вновь был передан в комиссию для продолжения работы над ним, но в то время не смог не огорчиться. После нескольких месяцев правки и «шлифовки» Концепция вновь вернулась в Президиум Межсоборного присутствия. В конце мая 2012 года, документ был вновь опубликован на официальных сайтах Московского Патриархата, одновременно был направлен в епархии Русской Православной Церкви для получения отзывов. Документ был переработан редакционной комиссией Межсоборного присутствия под председательством Патриарха, заметно потерял в «количестве», не потеряв, а приобретя в «качестве». Вновь были проведены круглые столы, получены отзывы из епархий, не оставлены без внимания отзывы из Интернета. 23 ноября 2012 года в Зале церковных соборов кафедрального соборного Храма Христа Спасителя прошло заседание пленума Межсоборного присутствия, на котором рассматривался окончательный вариант Концепции. По итогам обсуждения было принято решение изменить название документа на «Об участии Русской Православной Церкви в реабилитации наркозависимых» и передать его на утверждение Священного Синода (документы, имеющие большую практическую направленность, рассматривает Священный Синод). На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви от 26 декабря 2012 года документ, прошедший длительный путь подготовки, был утвержден. Теперь ему предстоит пройти испытание временем.

Вопрос 2: Что находится в активе Церкви в сфере помощи наркозависимым в настоящее время?

Вначале скажу о том, что произошло на общецерковном уровне за последние два с половиной года. Для координации всей антинаркотической деятельности Церкви в структуре Синодального Отдела по церковной благотворительности и социальному служению создан Координационный центр по противодействию наркомании. Подписано Соглашение о взаимодействии между Русской Православной Церковью и Государственным антинаркотическим комитетом. В рамках соглашения создана постоянно действующая рабочая группа, состоящая из представителей Церкви и министерств и ведомств, входящих в ГАК, а также Отделом учрежден благотворительный фонд Святого праведного Иоанна Кронштадтского для финансовой поддержки церковных инициатив по противодействию наркомании. Написан и утвержден Священным Синодом концептуальный документ «Об участии Русской Православной Церкви в реабилитации наркозависимых». В качестве методического пособия Синодальным Отделом по благотворительности издана книга «Методология социальной реабилитации наркозависимых в церковной общине», в которой изложен церковный подход к работе с этой категорией граждан, выверенный на основании многолетнего опыта. Многочисленные обучающие семинары, тренинги и курсы дают возможность говорить о зарождении системы обучения технологиям церковной работы с наркозависимыми. В последнее время антинаркотическая деятельность активизируется также и в епархиях: Координационный центр на основании мониторинга располагает информацией о деятельности 59 церковных реабилитационных центров, расположенных на территории России. Из них мужских центров 46, женских 5, 8 проводят реабилитацию и мужчин, и женщин. В последние три года открыты 12 центров. В церковных центрах могут одновременно получать помощь до 1000 человек, реабилитация длится от полугода до полутора лет. Две трети от общего числа центров (тридцать девять), находятся в сельской местности. Более половины расходов на содержание церковных центров (53%) покрывают частные пожертвования, пятую часть (20%) составляют взносы родственников, далее следует нефинансовый вклад подсобного хозяйства (12%), — объем государственной поддержки пока не превышает 1%. Люди, в течение длительного периода наблюдавшие антинаркотическую деятельность Церкви, сходятся во мнении, что в настоящее время она стремительно активизируется.

Вопрос 3: Каковы приоритеты Отдела по социальному служению в антинаркотической деятельности на ближайшее будущее?

На ближайший год, даже на несколько ближайших лет я бы расставил приоритеты следующим образом. В первую очередь, это забота о повышении качества реабилитационного процесса в церковных реабилитационных центрах. Мы понимаем, и не собираемся этого скрывать, что в значительном числе центров он оставляет желать лучшего. Потому востребованы обучение, обмен опытом, привлечение к работе с нашими наркозависимыми воспитанниками квалифицированных специалистов. Будет продолжаться разработка и апробация методики социальной реабилитации наркозависимых в церковной общине, адаптация и внедрение в наших центрах светских методик реабилитации, доказавших свою эффективность в мировой практике. В идеале, желательно создать модельные научно-методические центры в Московском регионе, но это требует больших финансовых вложений и без поддержки государства неосуществимо. Второе место в наших приоритетах занимает повсеместное создание вспомогательных компонентов системы реабилитации и координация деятельности всех элементов системы церковной помощи наркозависимым. Сюда же относится информационное сопровождение антинаркотической деятельности Церкви. К Вспомогательным элементам системы реабилитации относятся консультационные кабинеты, мотивационные центры, пункты работы с созависимыми, высокопороговые амбулаторные программы, «дома на полпути». Например, желательно, чтобы консультационные кабинеты имелись, как минимум, во всех областных центрах. Координация взаимодействия должна быть доведена до такой степени, чтобы все участвующие в помощи наркозависимым церковные и находящиеся под патронажем Церкви организации в РФ действовали как единая система. И лишь на третье место в приоритетах следует поставить открытие новых центров.

Вопрос 4: Хотели бы Вы высказать какие-то пожелания к представителям государственных структур, ответственных за решение проблемы наркомании?

Мне хотелось бы, чтобы в деятельности по помощи наркозависимым гражданам государство рассматривало Русскую Православную Церковь как приоритетного партнера. Желаю этого не только потому, что в Синодальном Отделе по благотворительности и социальному служению мне поручено отвечать за данное направление, а Отделу определено координировать всю антинаркотическую деятельность Церкви. Желание родилось достаточно давно и по более веским причинам. Русская Православная Церковь имеет потенциал стать основным после государства деятелем по реабилитации наркозависимых на территории России. Во-первых, православная Церковь имеет большой кредит доверия у граждан страны, население верит, что Церковь может компетентно работать с наркозависимыми людьми, успешно заниматься реабилитацией. Во-вторых, Русская Православная Церковь — единственная из религиозных и общественных организаций, структурные подразделения которой (приходы и монастыри) с достаточной плотностью расположены на всей территории России. Многие приходские и монашеские общины располагают достаточными материальными и кадровыми ресурсами для проведения на их базе основного этапа реабилитации. В-третьих, иерархическая организационная структура Церкви позволяет выстроить взаимодействие всех занимающихся реабилитацией приходов и монастырей, а также создать сеть вспомогательных церковных и общественных организаций для полного охвата реабилитационного процесса. Церковь понятный, предсказуемый, ответственный союзник государства в решении любых социальных проблем. В истории России можно найти множество примеров того, как Церковь помогала государству отвечать на самые сложные вызовы, выжить в самые сложные времена, более того, Церковь формировала саму Российскую государственность. Эпидемия наркомании не может быть остановлена силами одного только государства, Церковь сможет быть надежным партнером в разрешении этой национальной трагедии.

Архив статей по месяцам