Горячая линия помощи наркозависимым: 8-800-600-16-93. Бесплатно. Профессионально. Анонимно.
Главная » Архив » Новости » Иерей Олег Тогобецкий: Христианская психология как инструмент реабилитационной работы с зависимыми при храме Живоначальной Троицы в Кожевниках
Участие Церкви в национальной системе реабилитации наркозависимых
Координационный центр по противодействию наркомании ОЦБСС
Благотворительный фонд святого праведного Иоанна Кронштадтского
Сотрудничество с государством
Профилактика наркомании
Технологии реабилитации
Куда обратиться/горячая линия
Зависимым
Родителям и близким

Логотип – Благотворительный  фонд святого праведного Иоанна Кронштадтского Благотворительный фонд святого праведного Иоанна Кронштадтского
Иерей Олег Тогобецкий: Христианская психология как инструмент реабилитационной работы с зависимыми при храме Живоначальной Троицы в Кожевниках

Публикуем доклад священника Олега Тогобецкого, настоятеля храма Живоначальной Троицы в Кожевниках, духовник православного Центра помощи зависимым в Кожевниках и амбулаторной программы «Реабилитация Live», с которым он выступил на Антинаркотической секции, посвященной вопросам участия психологов в церковной помощи наркозависимым. Секция прошла 25 мая в Московском государственном техническом университете им. Н.Э. Баумана в рамках XXX Международных образовательных чтений.

Христианская психология берет свои корни из культурно-исторической психологии, гуманистической психологии, экзистенциальной психологии, опирается на христианскую антропологию и представление о человеке, как образе и подобии Божием. Назначение христианской психологии – изучение психики как необходимого и драгоценного, дарованного Богом инструмента, помощь человеку в поиске смысла его жизни и обретении спасения.

Христианская психология не подменяет собой духовной работы, но способствует устранению многочисленных психологических препятствий и тупиков на этом пути.

Христианская психология способна помочь любому человеку – и верующему, и неверующему, поскольку опирается на объективный фундамент психологического знания о душе человека, которая, как известно, по природе своей христианка.

Термин «христианская психология» появился в середине XIX века. Принято считать, что в России отцом-основателем христианской психологии является святитель Феофан Затворник. Однако диалог Церкви и психологии начался много раньше: первые лекции по психологии читались с середины XVIII века в Киево-Могилянской духовной академии.

Советская власть остановила развитие этой области знания. Только с 1990-х годов появилась возможность диалога между Церковью и психологической наукой. К настоящему времени создана полноценная современная христианская психология, имеющая теоретические основы, систему практических применений и свою образовательную базу.

Переходя к практическому применению психологии, хочу обратиться к своему опыту. По роду службы мне, как священнику, психологу и психотерапевту, постоянно приходится встречаться с людьми, переживающими духовные и физические кризисы, зашедшими в тупик, находящимися на изломе жизни. Тематика нашего душепопечения – это христианско-антропологическое осмысление трагических аспектов человеческого существования, осмысление бытия человека страдающего, ищущего смысл и полноту жизни.

Страдание отдельного человека неотъемлемо от страдания общества в целом, порожденного причиной грехопадения. А значит, в самом существе бытия ведущей стороной оказывается именно антропологический кризис. Сегодня совершается своеобразный антропологический поворот: всё, происходящее с человеком приобретает решающую роль в бытии общества и культуры посхристианства, постмодернизма, в глобальной динамике современного секулярного мира, ищущего удовлетворения греховных, эгоистических извращенных потребностей души и тела.

Так, центральной идеей христианской антропологии является учение об образе Божием в человеке. Именно благодаря тому, что человек есть образ и подобие Божие, он способен осознавать вечное, бесконечное, непреходящее, духовное и отождествлять себя с ним.

И в то же время, в своей жизни, как жизни конкретной земной личности, человек обнаруживает свое несоответствие Первообразу. Он оказывается неразрывно сплетенным с природным, телесным, ограниченным, временным, смертным; образ Божий в нем как бы померк, потому что был отодвинут в тень неподлинного земного бытия. Грех – это искажение подлинной природы человека, духовная болезнь, присущая всему человеческому роду после грехопадения.

Одним из проявлений греха, как духовной болезни, является патологическая зависимость.

Наслаждение, удовольствие, чувство полноты, самоутверждения, даваемое зависимому, подкрепляется аффектом, приближающимся по интенсивности и стойкости к бредовой идее.

На психофизиологическом уровне аффект оставляет след в виде доминанты, которая побуждает человека повторять и закреплять поведенческие акты. Человек при этом чувствует себя зависимым и управляемым со стороны. Проводились исследования, в которых зависимых людей просили представить свою зависимость в виде образа, символа, имеющего метафорический характер. Наиболее часто они описывали зависимость в образе своего двойника или монстра с красными глазами, копытами, густой шерстью и неприятным запахом.

Описание психологической зависимости очень похоже на описание страсти в православной аскетике: порочное, греховное состояние, подчинившее волю человека. Это страстное состояние порабощает человека, человек становится несвободным. Человек из субъекта бытия превращается в объект, движимый тягой и похотью.

Смысл жизни христианина состоит в освобождении от этой греховной тяги и похоти, обретение смысла жизни, борьбы с дефектами характера и стяжании Духа Святого, следовательно, реабилитационный процесс должен строиться в этой парадигме.

С христианской точки зрения становление человека – это осуществление (восстановление) образа Божия в своей индивидуальной жизни; это преодоление сил греха, отсечение периферии души – часто мрачной, пошлой и неприемлемой, ставшей, по выражению апостола, «плотью». Есть серьезные основания полагать, что классическая психология как раз и занимается изучением этой «периферии души», психикой падшего человека, этой «плотью», которую она именует «психикой».

В свою очередь, христианская психология – это не только учение об образе Божием в человеке, но в первую очередь – живая практика веры, практика преображения падшего человека, практика обретения своего царственного достоинства, дарованного человеку в сознании его Богосыновства. Истинный человек – это святой человек; (известный психолог А. Маслоу сказал однажды, что сообщество святых людей – это и есть подлинное человечество); процесс же его становления, охватывающий весь состав человека – его дух, душу и тело, – есть обожение (теосис), восстановление и обретение образа и подобия Божия.

Таким образом, живая практика веры в триединого Бога, молитвенный подвиг, как стремление ко спасению, к вечной жизни со Христом, обожение индивидуальной жизни во всей полноте – как сказал ап. Павел: «И уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал. 2,20) – все это в христианской психологии есть символы и деятельные формы становления и развития «собственно человеческого в человеке». В этом – суть, смысл, ценность и назначение человека.

Именно на высоте такого понимания человеческой реальности возникает, – а если не возникает, то необходимо поставить, – самый главный вопрос: как возможно подобное становление человека, на что ему опереться в себе самом, чтобы встать на путь жизни во Христе? Христианская психология отвечает на это: самое главное в жизни человека – это его отношение к Богу; именно в отношениях с Богом происходит духовное возрождение и обретение индивидуальности, единства многообразного.

Именно для такого возрождения в 2019 году на территории православного храма Живоначальной Троицы в Кожевниках в Москве при поддержке Синодального отдела по благотворительности Московской Патриархии, БФ св. прав. Иоанна Кронштадтского и Фонда президентских грантов создан и успешно развивается центр помощи зависимым «Реабилитация Live». В центре сформирована мультидисциплинарная команда высококвалифицированных специалистов, проводящих терапевтические мероприятия как в очном, так и онлайн-формате.

Дистанционный формат работы уже доказал свою эффективность и высокую востребованность в условиях тяжелой эпидемиологической обстановки, вызванной коронавирусной инфекцией – этот формат позволяет получить доступ ко всем ресурсам центра как москвичам, так и жителям других регионов России.

За два года работы Центра профессиональную помощь получили около 7000 человек: алко- и наркозависимые, игровые зависимые, созависимые. Для сотрудников и добровольцев НКО было проведено 38 семинаров и конференций с общим количеством участников 1370 человек.

Специалисты нашего центра помощи зависимым «Реабилитация Live» провели за два года работы более 3000 телефонных консультаций, 1200 психологических консультаций в очном и онлайн форматах, а также 116 человек приняло участие в амбулаторной программе. Это значительный вклад в деятельность по оказанию помощи наркозависимым гражданам и снижению наркотизации населения в Московском регионе. Центр «Реабилитация Live» — это еще и точка входа в общецерковную систему помощи зависимым, созданную на базе православных центров помощи по всей стране.

Идея проекта состоит в создании и развитии трех новых направлений деятельности:

— постоянно действующей амбулаторной реабилитационной программы для зависимых и созависимых;

— стационарного центра помощи;

— выездной летней базы в поселке Ермово

— программы воцерковления и служения в жизни церковной общины, помощи страждущим братьям и сестрам.

Таким образом, наряду с имеющимся консультативным центром, амбулаторной программой реабилитации и группами поддержки зависимых и их близких, будет создана система полного цикла комплексной помощи семьям, столкнувшимся с проблемой зависимости, охватывающая все этапы реабилитационного процесса:

— первичное консультирование;

— мотивационный период;

-основной период реабилитации, проходящий амбулаторно, либо стационарно, либо в загородном центре помощи;

— ресоциализация;

-постреабилитационное сопровождение, включающее работу с родственниками и духовное преображение человека.

В рамках реализации Проекта будет продолжено:

— развитие методик оказания дистанционной психосоциальной поддержки зависимых и их близких;

— оказание консультационной, информационной и методической поддержки церковных НКО;

— проведение обучающих мероприятий для сотрудников и добровольцев НКО;

— создание методических печатных и видео-пособий.

«Реабилитация Live» — это программа восстановления для людей, страдающих от зависимых и созависимых форм поведения и отношений, рассчитанная, в первую очередь, на людей, которые уже осознают свою болезненную зависимость и понимают, что не могут с ней справиться самостоятельно. Желание избавиться от зависимости – одно из важнейших условий выздоровления. В процессе реабилитации участники получают максимум информации о воздействии психоактивных веществ на организм и психику человека, получают помощь профессиональных психологов и православных священников.

В процессе прохождения Программы «Реабилитация Live» участники начинают глубже понимать корни своей зависимости, ведут Дневник саморегуляции с описанием чувств и реакций на разные события, учатся заново выстраивать отношения с близкими, а главное – осознают ценность жизни, подаренной им Богом, и встают на путь собственного преображения.

Почти ежедневно мы разбираем письменные задания, которые наши воспитанники пишут самостоятельно, а потом сдают на группе. Помимо заданий, есть еще формат дневника чувств – в нем воспитанники описывают самые значимые переживания за прошедшие дни.

Проводится духовная работа со священником или православным катехизатором, разбираются вопросы христианской антропологии, грехопадения, духовного исцеления человека. Проводится подготовка к участию в таинствах Исповеди и Причастия, которая начинается уже с стационаре, молитва, пост и покаяние способствуют практическому усвоению материала и получению личного духовного опыта.

Каждую неделю проводится очная группа поддержки для зависимых людей и их близких. На нее может прийти любой желающий. Основное правило – быть в этот день трезвым, то есть вообще не употреблять никаких веществ, изменяющих сознание.

Мы встречаемся и на открытой группе по предотвращению срыва. На этой группе присутствуют наши воспитанники, а также другие выздоравливающие люди, не участвующие в амбулаторной программе. На этой встрече у каждого есть возможность поделиться своими трудностями и получить поддержку, совет, опыт от группы, а также поддержать других участников.

Периодически мы проводим открытые семинары для зависимых людей, на которые также может подключиться любой желающий.

Работа с родственниками зависимых в «Реабилитация Live»

В организации осуществлен комплексный подход к оказанию помощи родственникам зависимых людей. Он включает в себя: — первичное (телефонное) консультирование, индивидуальное и семейное консультирование, осуществляемое психологами центра и консультантами по зависимости и созависимости; — терапевтические группы взаимопомощи; — группы по преодолению созависимости «Параллели»; — терапевтические чаты.

Необходимость ведения данной работы обусловлена понимаем семьи, как единой системы: зависимость-семейная болезнь. И сам факт зависимого человека в семье является симптомом, т.е. проявлением того, что каждый член семьи, вся семейная система в целом имеет определенные проблемы.

Группы по преодолению созависимости «Параллели»

Название проекта «Параллели» обусловлено тем, что проявления химической зависимости и созависимости схожи, в основе этих болезней лежит один корень, и этот корень духовный это годыня, эгоизм и эгоцентризм. Зависимость и созависимость существуют параллельно друг другу, но теснейшим образом связаны между собой.

В основе работы проекта «Параллели» лежит авторская программа. Программа включает в себя информационно-просветительский блок, богословские аспекты, терапевтические элементы, задания; а также труды Е.А. Савиной, Е.Н. Проценко, В.Д. Москаленко, В.В. Новиковой.

Проект осуществляется как в очном, так и онлайн формате. Группы состоят из 12-ти человек. Каждая группа имеет чат, позволяющий участникам дополнительно взаимодействовать друг с другом: обсуждать задания, делиться опытом, давать обратные связи. Условиями приема в группы является наличие зависимого члена семьи и желание преодолевать созависимость.

Встречи каждой группы осуществляются один раз в неделю. К каждому занятию необходимо проанализировать высланный материал и выполнить задания с личными примерами из жизни. Выполнение заданий является обязательным.

Программа «Реабилитация Live» находится в тесной связи с обществом «Трезвение» им. Матроны Московской при нашем храме. Работа общества «Трезвение» ведется с 2014 г. Работа ведется в тесном взаимодействии с институтом Наркологии МЗ, где открыт храм, освященный в честь святой блаженной Матроны Московской. На базе храма проводится мотивационная работа в виде месячной катехизации, которую зависимые посещают во время прохождения стационарного медицинского и психологического лечения в Институте.

С 2014 г. через общество «Трезвение» прошло около 3000 человек. За время нахождения в стационаре реабилитанты учатся исповедоваться, молиться, участвуют в Таинствах церкви, посещают регулярно богослужения в больничном храме.

Для мотивационной работы приглашаются выздоравливающие члены общины, которые рассказывают реабилитантам о личном опыте выздоровления.

После прохождения стационарного курса москвичи продолжают жизнь в общине, дети и взрослые включаются в общинную работу при храме. «Костяк» общины составляет примерно 20 человек.

Община организует:

— регулярные собрания при храме;

— паломничества;

— просмотр и обсуждение фильмов и видеоматериалов;

— спортивные мероприятия;

— восстановление храма в селе Ермово (Тверская область);

— совместную молитву по соглашению;

— чтение неусыпаемой Псалтыри;

— принесение обета трезвости.

В общине активно практикуются следующие виды взаимопомощи:

— материальная помощь;

— помощь в ремонтах, переездах;

— помощь в работе;

— присмотр за престарелыми, детьми;

— служение друг другу;

— и т.д.

Таким образом, реабилитация зависимых направлена на признание зависимым своей беспомощности перед зависимостью, осознанию того, что его жизнь стала неуправляемой и нуждается в помощи извне. Эта помощь приходит в виде Божией благодати через:

— Таинства Церкви;

— молитву;

— работу с психологами и священниками;

— групповую и индивидуальную работу;

— выявление личных греховных дефектов характера;

— исправление их на противоположные положительные добродетели;

— служение ближнему.

Во всех этих направлениях ведется планомерная работа с участниками реабилитационных процессов.

Главной наградой для нас является радость, которую приносит каждый выздоравливающий человек, исправляя свой образ жизни и переживая свое личное Преображение.

Спасибо за внимание!

Литература:

Начала христианской психологии. Учебное пособие для ВУЗов. Под ред. Б.С. Братуся. М. 1995.
Василюк Ф.Е. «Молитва и переживание». М. 2000.

Шеховцова Л.Ф., Зенько Б.М. Элементы православной психологии. Монография. Издательство Московского Подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2012.— 252 с. 

Инина Н.В. «Испытание детством». 4 издание. М. 2017.
Христианская психология в контексте научного мировоззрения. Под ред. Б.С. Братуся. М. 2017.

События и мероприятия Общества «Трезвение» — во имя святой праведной Матроны Московской при храме Живоначальной Троицы в Кожевниках. События и мероприятия. (xn--b1aaichdb5cot.xn--p1ai)

Кто мы? — Реабилитация Live (reablive.ru)

Антинаркотическая секция, посвященная вопросам участия психологов в церковной помощи наркозависимым, прошла 25 мая в Московском государственном техническом университете им. Н.Э. Баумана в рамках XXX Международных образовательных чтений. Секция была организована Координационным центром по противодействию наркомании Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению при поддержке Благотворительного фонда святого праведного Иоанна Кронштадтского. 

Фото: Инга МЕЛЬНИКОВА.

Архив статей по месяцам