Горячая линия помощи наркозависимым: 8-800-600-16-93. Бесплатно. Профессионально. Анонимно.
Главная » Архив » Новости » Иерей Олег Федоров: Психология в реабилитации зависимых. Опыт применения психологии в центре помощи наркозависимым Екатеринбургской епархии
Участие Церкви в национальной системе реабилитации наркозависимых
Координационный центр по противодействию наркомании ОЦБСС
Благотворительный фонд святого праведного Иоанна Кронштадтского
Сотрудничество с государством
Профилактика наркомании
Технологии реабилитации
Куда обратиться/горячая линия
Зависимым
Родителям и близким

Логотип – Благотворительный  фонд святого праведного Иоанна Кронштадтского Благотворительный фонд святого праведного Иоанна Кронштадтского
Иерей Олег Федоров: Психология в реабилитации зависимых. Опыт применения психологии в центре помощи наркозависимым Екатеринбургской епархии

Публикуем доклад священника Олега Федорова, руководителя центра помощи наркозависимым «Илиинский» (приход пророка Божия Илии, с. Малобрусянское Свердловской области, Каменская епархия), с которым он выступил на Антинаркотической секции, посвященной вопросам участия психологов в церковной помощи наркозависимым. Секция прошла 25 мая в Московском государственном техническом университете им. Н.Э. Баумана в рамках XXX Международных образовательных чтений.

Личный опыт помощи наркозависимым был получен мной в центре социальной реабилитации Екатеринбургской епархии с 2002 года. В течение 9-ти лет я нёс послушание помощника руководителя центра, затем с 2011 года возглавил этот центр, вплоть до рукоположения в сан священства в 2015 году.

Центр был основан в 1999 году. Основой для программы послужил двухтысячелетний опыт Церкви борьбы со страстями.

В 2003 году по благословению одного из священников, окормлявших наш центр, мы начали изучать вопрос включения психологов в процесс реабилитации. К психологии на этот момент у меня было отношение настороженное, как у большинства в церковной среде.

Со временем отрицание темы «Психология в реабилитации» у меня перешло в исследовательский интерес, я получил образование и начал практическую деятельность психолога.

На что я обратил внимание, занимаясь консультированием.

Психология считается мультипарадигмальной наукой, где парадигма — это учение и сообщество последователей этого учения. Все многообразие учений и направлений в психологии не имеет общепринятого (устоявшегося) определения нормы.

(Согласно словарю Ожегова С.И. понятие норма имеет два значения: во-первых это узаконенное установление, признанный порядок, строй чего либо. Во-вторых, это установленная мера, средняя величина чего-нибудь).

Норма в психологии – одно из самых гибких и неустойчивых понятий. Зигмунд Фрейд, Карл Роджер, Выготский, Джон Уотсон – все предлагали свое понимание нормальности, но ни одна идея не закрепилась в научном сообществе как единственно верная. А немецкий психолог и философ Уильям Штерн утверждал, что никто не имеет права говорить о анормальности того или иного индивида, даже если он имеет черты не свойственные большинству. (совр. Б.С. Братусь)

Таким образом, базовые критерии понятия нормы в психологии на сегодняшний день сформулировать не представляется возможным.

Исследователи определили несколько разновидностей норм:

— статистическая (большинство, которому свойственен конкретный признак) ;

— социальная (социально приемлемые поступки) — нравственные нормы могут быть договорными, светское общество действует как ему удобно;

— функциональная (продуктивность);

— идеальная (универсальный образец человеческого счастья). Здесь нужно сказать, что понятие «счастье» можно не рассматривать в нравственном контексте (удовлетворение жизнью + максимум положительных эмоций + минимум негативных эмоций);

— индивидуальная (сравнение не с другими людьми, а с тем, к чему человек стремится).

При таком многообразии понятий нужно понять, какую норму состояния индивида (человека) видит психолог (специалист) в реабилитации, т.е. к чему ведет воспитанника центра. Хорошо, если ему самому знакома идея Христоцентричности, и он старается ориентировать воспитанника на Бога. Но если он имеет недостаточный личный практический религиозный опыт и ограниченные знания в религиозной области, то чаще всего просто замыкает на себя, применяя то или иное направление психологии, просто занимается самореализацией.

Образование психолога и практическая деятельность дало мне некоторый инструментарий, который я применяю и который, однако, не является собственностью какого-либо направления психологии и использовался на протяжении всего существования человечества — это диалоговая форма взаимодействия между специалистом и воспитанником центра, которая делится на две концепции:

– директивное общение (необходимо сообщить человеку что нужно ему сделать, чтобы получить результат)

– личностно-ориентированное общение (установление контакта, интервью и пр.).

Никакого конкретного направления психологии я лично не вижу для применения в церковной реабилитации.

К полезным инструментам, на наш взгляд, можно отнести тренинговую форму взаимодействия, арт-терапию, фильмотерапию и прочие формы из социальной психологии. Данный инструментарий возможно (эффективно) применять на этапе «Прийти в себя» и на этапе «Вернуться к людям», помогая человеку осознать себя в конкретной точке времени и пространства — свои потребности, свои ресурсы, направление движения и смысл жизни.

Есть мнение, что психология, как костыли, может помочь человеку прийти к Богу. Трудно понять, как это может произойти, так как психология не имеет посмертного опыта и направлена на то, чтобы помочь человеку комфортно пройти жизненный путь, и, соответственно, психология в доступной для себя области, в рамках своей компетентности выстраивает взаимодействие человека  с человеком в пределах человеческой жизни.

Религия простирает богообщение и богопознание за пределы земной человеческой жизни, в вечность, и эти знания появляются у человека в процессе церковной реабилитации, тем самым избавляя от страха смерти и показывая направление дальнейшего движения по жизни воспитаннику церковного центра помощи зависимым. Неоднократно мы слышали от воспитанников центра  заявления, что религиозные переживания для них более значимы, чем ощущения от применения психоактивных веществ.

Норма в церковной реабилитации – это стараться видеть человека таким, каким его задумал Бог. Для оказания помощи ему мы опираемся на двухтысячелетний опыт Церкви борьбы со страстями и богатейший инструментарий: покаяние, молитва, борьба со страстями, святоотеческое наследие, понятные, устойчивые нормы и направление движения человека.

Идеальная норма определяет человека во взаимодействии его с Богом. Основным действующим Специалистом в реабилитации является сам Бог. Блаженный Августин предназначение человека выражает во фразе, обращенной к Богу: «Ты сотворил нас для Себя, и не знает покоя сердце наше, пока не успокоится в Тебе» (Августин Иппонский, блж. Исповедь. Кн.1,1. – М., 1997. С.5.)

Бог не только первых людей, но и их потомков, вплоть до всех ныне живущих, творит именно для Себя.

Предназначение человека в том, чтобы вечно жить в единстве с Богом. Макарий Великий говорит: «Как небо и землю сотворил Бог для обитания человеку, так тело и душу создал он в жилище Себе, чтобы вселиться и упокоеваться в теле его, как в доме Своем, имея прекрасную возлюбленную душу, сотворенную по образу Его» (Макарий Великий, прп. Беседа 49//Духовные беседы. Репринт. СТСЛ, 1994. С.312)

Нам интересно рассмотрение процесса реабилитации зависимых в контексте педагогики. Не в качестве альтернативы психологии, но для полноты осмысления процесса реабилитации.

Воспитание — это предмет педагогики.

В центре социальной реабилитации Екатеринбургской епархии сочетали духовную и социальную помощь зависимым, затем включили в процесс педагогический аспект, который определили как «Воспитание социальной скомпетентности» — это формирование или актуализация компетенций воспитанников в основных формах человеческой деятельности: семейно-личностная деятельность, образовательная, трудовая, формирование личностных качеств, социальная активность, здоровый образ жизни. У людей зависимых, как мы знаем, бывают пробелы в этих вопросах. Например, склонность к зависимости формируется у человека в дисфункциональной семье, значит формируется соответствующая семейная установка: чтобы решить эту проблему, мы изучали с реабилитантами модель традиционной семьи, существующей в современных условиях. В центре воспитанник приобретал навыки образования и самообразования изучая Закон Божий, модель семьи; в трудовой деятельности расширяли свои знания умения и навыки, выполняя различные послушания; формирование личностных качеств — это аскетика, навыки борьбы с помыслами, воздержание и пр.; условия для формирования навыков ведения здорового образа жизни созданы во всех подобных центрах. Таким образом была выстроена система помощи зависимым в контексте педагогики и без психологии.

Антинаркотическая секция, посвященная вопросам участия психологов в церковной помощи наркозависимым, прошла 25 мая в Московском государственном техническом университете им. Н.Э. Баумана в рамках XXX Международных образовательных чтений. Секция была организована Координационным центром по противодействию наркомании Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению при поддержке Благотворительного фонда святого праведного Иоанна Кронштадтского. 

Фото: Инга МЕЛЬНИКОВА.

Архив статей по месяцам