Горячая линия помощи наркозависимым: 8-800-600-16-93. Бесплатно. Профессионально. Анонимно.
Главная » Архив » Новости » Новости КЦ » Доклад Преосвященного Мефодия на заседании ГАК 22 сентября в Москве
Участие Церкви в национальной системе реабилитации наркозависимых
Координационный центр по противодействию наркомании ОЦБСС
Благотворительный фонд святого праведного Иоанна Кронштадтского
Сотрудничество с государством
Профилактика наркомании
Технологии реабилитации
Куда обратиться/горячая линия
Зависимым
Родителям и близким

Логотип – Благотворительный  фонд святого праведного Иоанна Кронштадтского Благотворительный фонд святого праведного Иоанна Кронштадтского
Доклад Преосвященного Мефодия на заседании ГАК 22 сентября в Москве

После упразднения ФСКН, реорганизации Государственного антинаркотического комитета, служители Церкви, работающие в области противодействия наркомании, ожидают возобновления договора о сотрудничестве между Комитетом и Русской Православной Церковью от 21 декабря 2010 года. Как участник подготовки данного соглашения знаю, что среди сотрудников аппарата ГАК были серьезные сомнения в целесообразности данного соглашения, опасались, что в результате договоренностей появится нежизнеспособное дитя. Опасения были напрасными.

Почему из всех традиционных для России религий именно с Русской Православной Церковью Комитетом заключено соглашение? Не только потому, что православие самая многочисленная конфессияия как по числу последователей, так и по числу относящихся к ней структурных подразделений — религиозных организаций. Не только потому, что исторические заслуги православия в созидании Руси невозможно переоценить. Но еще и потому, что среди традиционных религий только у православной Церкви существует единство центрального управления, так что при подписании соглашения с одним человеком, Святейшим Патриархом, государственная структура входит в договорные отношения со всеми православными организациями на всей территории страны.

Соглашение между Церковью и Комитетом не легло в стол, поскольку в нем были прописаны не только благие намерения, но заложен и механизм взаимодействия. В рамках соглашения в 2011 году была создана постоянно действующая рабочая группа, состоящая из представителей Церкви и министерств и ведомств, входящих в ГАК. Согласно положению группа собиралась на свои заседания не менее двух раз в год, обсуждала важные вопросы антинаркотической деятельности, планировала мероприятия и следила за их неукоснительным выполнением. Сопредседателями рабочей группы были, со стороны государства заместитель директора ФСКН, руководитель аппарата ГАК Цветков Н. Б., со стороны Церкви викарий Святейшего Патриарха, председатель Синодального отдела по благотворительности епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон, министерства и ведомства были представлены чиновниками на уровне заместителей глав департаментов. Столь высокое представительство давало возможность не только говорить о проблемах, но конкретно решать их.

Также в рамках Соглашения в 2011 году Синодальным отделом по церковной благотворительности был учрежден благотворительный фонд святого праведного Иоанна Кронштадтского для финансовой поддержки церковных инициатив по профилактике наркомании и реабилитации наркозависимых. Главным и до сих пор практически единственным источником финансирования Фонда являются различные, в первую очередь государственные, гранты и субсидии, получаемые по результатам конкурсных отборов. Заявки Фонда в конкурсах Минэкономразвития на предоставление двухлетней субсидии занимали первое место по России в 2012 и 2014 годах. С 2013 года Фонд на реализацию своих проектов получает субсидии Комитета общественных связей города Москвы, в 2015 году программа Фонда по оценке Экспертного совета Конкурса заняла первое место среди проектов в направлении «Милосердие и забота» и третье место в общем рейтинге заявок. Фонд неоднократно выигрывал в конкурсах Лиги Здоровья Нации, Православной инициативы, в этом году получен Президентский грант. Всего за пять лет на основе конкурсов получено 14 грантов и субсидий на сумму 46,7 млн. рублей.

По данным Фонда в настоящее время под эгидой Церкви находится 75 центров, проводящих основной этап реабилитации, 12 центров ресоциализации, 9 амбулаторных программ и дневных стационаров, 40 консультационных пунктов, 7 подготовительных мотивационных центров, 62 группы поддержки наркозависимых и их созависимых близких. Во время подписания Соглашения в 2010 году в активе Церкви числилось не более 40 реабилитационных центров. В этот же период была написана и издана «Методология социальной реабилитации наркозависимых в церковной общине», которая является собственным церковным ответом на вызов эпидемии наркомании в стране. Методология – это основанная на христианском вероучении система реабилитации наркозависимых.

В настоящее время Церковь в рамках своей уставной деятельности начинает объединение своих реабилитационных структур на территории Российской Федерации в единую сеть помощи наркозависимым. Для обеспечения эффективного взаимодействия с входящими в единую общецерковную сеть помощи наркозависимым структурами разработана IT-система на базе Microsoft Dynamics CRM. Система позволяет в режиме реального времени получать полную информацию об актуальном состоянии реабилитационного процесса в церковных организациях, занимающихся восстановлением пострадавших от наркомании. К системе будут постепенно подключаться церковные реабилитационные центры, кабинеты первичного приема, адаптационные квартиры и другие элементы церковной системы реабилитации. Новая IT-система позволяет не только подбирать для обратившихся за помощью реабилитационные центры, но и бронировать в них места. Система является закрытой, работать в ней будут сотрудники церковной системы реабилитации, каждый со своим уровнем доступа. Она позволяет выгружать данные для анализа и получения отчетов, и многое другое.

Идея создания национальной системы реабилитации и ресоциализации, которую активно поддерживала и продвигала ФСКН, не должна умереть с упразднением этой федеральной службы. Реабилитировать наркозависимых не дороже, чем их ловить, судить, содержать в местах лишения свободы, лечить, возмещать нанесенный ими ущерб здоровью и имуществу граждан, терять их самих и все вложенные в их обучение и воспитание средства, а также терять для созидательной жизни в обществе убитых горем и повязанных проблемой их близких. Основной вопрос, который волнует подвизающиеся в этой сфере организации, кто будет координировать национальную систему, кому целесообразно было бы поручить быть ее оператором?

Нам представляется, что оператором должен быть тесно связанный с Государственным антинаркотическим комитетом межведомственный орган, ведущую роль в котором следует отдать МВД. Конкретно им мог бы стать усиленный дополнительными полномочиями аппарат ГАК, восполненный специалистами Минздрава, Минтруда, Минобрнауки РФ, других заинтересованных ведомств. Почему мы думаем так?

Через наркомана обогащаются не только тогда, когда он наркотизируется, но и тогда, когда он лечится. Кроме государственных учреждений в сфере социальной реабилитации наркозависимых добросовестно работает значительная часть НКО и коммерческих центров. Но также активно действуют и обирают или эксплуатируют наркозависимых мошенники, криминал, секты через свои «реабилитационные центры», а многие коммерческие центры многократно завышают расценки на свои услуги. Все они ведут агрессивную рекламную компанию, обещая быструю и гарантированную победу над зависимостью. Навести и поддерживать порядок, держать ситуацию под контролем сможет МВД во взаимодействии со специалистами других ведомств.

 Второе. Влияние федеральных структур Минздрава, Минтруда, Минобрнауки Российской Федерации в регионах ограничено, ведущая роль там принадлежит региональным министерствам. Структуры МВД напротив, не формируются региональной властью, находятся в прямом подчинении федерального центра. Созидать, координировать и контролировать единую национальную систему реабилитации на всей территории России целесообразно ведомству, у которого все структуры в любом регионе подчиняются единому центру и неподконтрольны местной власти. Именно МВД имеет возможность транслировать решения межведомственного оператора в регионы.

Последнее. Кто более других заинтересован в исцелении наркозависимого, кому в рамках его профессиональной деятельности наркоманы более чем другим досаждают? Полицейский. Для полицейского не долеченный наркоман сплошная головная боль. Конечно, можно их ловить и сажать. Но отсидев, они вернутся, и все начнется по новой. За употребление не дают пожизненный срок, а колония таковых редко исправляет. Правильным решением является реабилитация, которой занимаются добросовестные и компетентные люди. Еще вопрос: кто, кроме наркомафии, получает максимальную выгоду от недолеченного наркомана? Тот, кто продолжает его лечить или как-бы лечить на коммерческой основе, а также друзья этих «лекарей», или люди, вступившие с ними в сделку, например, направляющие к ним клиентов. Для деятелей медицинской сферы на низовом уровне существует меркантильный соблазн не радоваться устойчивой ремиссии наркозависимых. Подводя итог сказанному, надеемся, что Министерство внутренних дел в деятельности по снижению спроса будет играть ключевую роль также и в третичной профилактике наркомании.

Мы ожидаем, что в ближайшее время Соглашение между Государственным антинаркотическим комитетом и Русской Православной Церковью будет возобновлено, начнет работу в новом составе постоянно действующая рабочая группа, будет поддерживаться деятельность БФ св. прав. Иоанна Кронштадтского. Необходимо вернуться к идее создания национальной системы реабилитации и ресоциализации, единая общецерковная сеть помощи наркозависимым должна стать важным и неотъемлемым компонентом национальной системы.

Архив статей по месяцам