Горячая линия помощи наркозависимым: 8-800-600-16-93. Бесплатно. Профессионально. Анонимно.
Главная » Архив » Новости » «Делились эмоциями и жизненным опытом, а это дорогого стоит…»
Участие Церкви в национальной системе реабилитации наркозависимых
Координационный центр по противодействию наркомании ОЦБСС
Благотворительный фонд святого праведного Иоанна Кронштадтского
Сотрудничество с государством
Профилактика наркомании
Технологии реабилитации
Куда обратиться/горячая линия
Зависимым
Родителям и близким

Логотип – Благотворительный  фонд святого праведного Иоанна Кронштадтского Благотворительный фонд святого праведного Иоанна Кронштадтского
«Делились эмоциями и жизненным опытом, а это дорогого стоит…»

В Каменской епархии завершился первый блок занятий по программе профилактики рискованного поведения и ВИЧ/СПИДа у подростков «Ладья».

Как мы уже сообщали, в семинаре-тренинге приняли участие 25 человек из Каменска-Уральского, Екатеринбурга, Асбеста, Ирбита и других населенных пунктов. Это педагоги, психологи, социальные работники, сотрудники колонии для несовершеннолетних и священнослужители. Четыре учебных дня, как отметили многие участники семинара, пролетели незаметно.

Пройти на собственном опыте

Программа «Ладья» предназначена для работы с детьми от 13 до 17 лет. Но, чтобы научиться работать по этой программе с подростками, участники семинара осваивали «Ладью» на личном опыте. Несмотря на то, что давно вышли из подросткового возраста, собравшиеся охотно играли в подвижные игры, показывали сценки, рассуждали о счастье и одиночестве, пели песни и придумывали истории.

В самом начале семинара — не под диктовку ведущих, а путем совместного обсуждения — участники прописали правила группы (не перебивать друг друга, говорить по сути, высказываться от своего имени, соблюдать конфиденциальность личной информации участников и прочее) и ожидания от занятий.

Кого-то из участников особенно интересовало, насколько эффективна программа «Ладья», кто-то хотел получить новую информацию о ВИЧ-инфекции, кто-то — обсудить тему одиночества, для кого-то был очень важен обмен опытом.

Разбившись на группы по 5-6 человек, участники составили список своих привычек и то, чем они при этом жертвуют. Скажем, кто-то привык опаздывать, хотя тем самым жертвует спокойствием своим и близких людей. Другой человек любит плотно поесть перед сном, жертвуя своим здоровьем и фигурой. У третьего какая-то привычка отнимает время и деньги…

В чем изюминка «Ладьи»

Получается, что несмотря на многие «но», даже взрослым разумным людям очень сложно изменить свои привычки, тем самым выйдя из сложившейся зоны комфорта. Потому многие профилактические стратегии, которые информируют о том, что делать надо и чего не надо, чтобы не потерять время, деньги, здоровье, самоуважение, — работают слабо.

Программа «Ладья» предусматривает совсем иной подход к профилактике. Ее изюминка в том, что она затрагивает глубинные причины проблем и направлена на формирование у ребят такой системы духовно-нравственных ориентиров, которые в итоге сводят риск отклоняющегося поведения к минимуму.

Ведущая семинара и один из авторов программы «Ладья», врач-нарколог Елена Рыдалевская отметила:

— Такая профилактика призывает, с одной стороны, к самораскрытию подростка и уважению того, что он имеет право думать именно так, и, с другой стороны, к осмыслению ребенком того, о чем он задумывается. Когда мы в ходе занятий с уважением относимся к мнению каждого подростка, даем возможность подискутировать, проиграть ситуацию и развернуть смысл обсуждаемого явления, чтобы его можно было увидеть с разных сторон, тогда человек уже думает и размышляет над большим числом вариантов. Это способствует личностному росту, мотивированию на что-то большее…

Елена Евгеньевна также привела мнение академика Анохина: человек — существо очень сложное, и, чтобы функционировать, ему нужна высокая цель.

— Когда мы говорим с ребенком о целях, мы помогаем ему собраться и увидеть путь. Это можно сравнить с возможностью для заблудившегося в лесу путника забраться на высокое дерево, оценить ситуацию и наметить дорогу. Программа, которая акцентируется на смыслах, помогает ребенку понять цели и преодолеть ради них какие-то сиюминутные переживания…

Вторым ведущим семинара был психолог Николай Екимов, очень внимательный к аудитории. Он проводил и замечательные подвижные игры, и в форме игры-викторины просветил участников семинара по теме ВИЧ-инфекции.

«Вместе смеяться, грустить, печь блинчики…»

Семинар-тренинг был очень насыщенным. Одно задание сменялось другим.

…В малых группах, а потом и все вместе, участники составили списки своих детских шалостей и перечислили чувства, которые испытывали, когда таскали спрятанные родителями конфеты, прогуливали уроки, убегали далеко от дома, дразнили кошек. А также сформулировали причины, почему не занимаются «плохими делами» сейчас…

…Разбившись на 4 команды, участники семинара соревновались, кто кого перепоет. В песнях должны были быть строчки со словами «друг» или «дружба».

…Выбрав взглядом себе пару, нужно было найти качества, которые объединяют с незнакомым человеком. А потом взять у него интервью и представить всем, насколько «звезда» была успешна в детстве и в чем преуспела сегодня.

…В малых группах участники обсуждали смысл пословиц о дружбе и любви, а потом к дискуссии подключались и все присутствующие. Особенно много разных мнений было высказано по поводу пословиц «Кто счастлив в игре, тому несчастье в женитьбе» и «Всякому свое счастье, в чужое счастье не заглянешь». Скажем, участники приводили примеры, когда окружающие жалеют человека, не понимая, что на самом деле он очень счастлив.

Дискуссия о дружбе была особенно бурной. Кто такой настоящий друг и чем он отличается от приятеля и товарища? Что такое привязанность? Чем можно пожертвовать ради друга? Может ли быть много настоящих друзей?.. Мнения высказывались разные. Кто-то говорил о том, что друзья — это те, которых ты принимаешь «безусловно». Кто-то все-таки выдвигал некоторые условия, например, общность интересов и надежность. А кто-то рассказал свою историю, как многолетняя дружба разрушилась после того, как один друг стал нарушать ценностные принципы другого — осуждать то, что другому близко и дорого…

…»Ищу друга» — так начинались объявления, написанные участниками семинара, якобы оказавшимися в одиночестве в незнакомом городе, и развешанные на «доске объявлений». Потом каждый из участников, располагая тремя «плюсами», должен был поставить их на тех объявлениях, которые бы сподвигли его откликнуться на предложение о дружбе. В победители вышло такое объявление: «Ищу друга, чтобы вместе пить чай, путешествовать, смеяться, грустить, печь блинчики, делиться мнениями и молчать».

Любовь и семья — главное

Самое большие эмоции у участников семинара вызвало упражнение на тему одиночества. Нужно было представить ситуацию: накануне своего дня рождения вы один поехали в свой загородный дом, находящийся высоко в горах. Завтра должны прибыть гости. В доме большой запас разной еды, воды и топлива. Есть тренажерный зал, сауна и бассейн, компьютер с играми. Нет только связи с внешним миром: ни Интернета, ни ТВ, ни радио, ни сотовой связи. Нужно рассказать о своих действиях и переживаемых эмоциях в одиночестве… Потом также поочередно участники обсуждали ситуацию следующего дня: поднялся сильный ветер, начался сильный снегопад, и гости не приехали… Для осуждения в третьем круге добавилось новое условие: непогода продолжается целую неделю… Кого-то из участников вынужденная изоляция довела до паники, а кто-то благодарил Бога за предоставленную возможность остаться наедине с собой… Следующим упражнением было обсуждение «плюсов» и «минусов» одиночества.

…Учась распознавать эмоциональный фон, участники совместно прописали градацию различных чувств. Называя слово, уточняли его смысловые нюансы… Например, страх: от волнения, опасения, тревоги, беспокойства — до испуга, ужаса, кошмара, паники. Или радость: от удовлетворения, довольства, восхищения — до восторга, эйфории, экстаза… От ведущих семинара участники узнали про так называемый эмоциональный интеллект — способность человека «считывать» эмоции и чувства других людей, понимать их намерения и мотивацию…

…Каждому участнику семинара нужно было написать на листке три слова, составляющих понятие «счастье». Листочки с расшифровкой счастья были наклеены на планшет. В итоге участники удивились похожести своих мыслей. Почти во всех объявлениях — «любовь» и семья». Также часто встречается «здоровье». В нескольких объявлениях — «мир», «понимание», «общение с Богом», «служение», «творчество», «работа», «добро». Ни на одном листке нет ни «денег», «ни материального благополучия». Ведущие отметили, что и подростки расставляют приоритеты так же.

…В самом конце семинара каждому его участнику на спину (на малярный скотч) прикрепили чистый листок и дали фломастер. Картина была очень интересной: народ молча ходил по залу и писал друг у друга на спинах то, чем хорошим кто кому запомнился. Иногда из пишущих образовывался этакий паровозик. «Добрая», «открытая», «веселый», «надежный», «интеллект», «философ», «чувство юмора», «интересные высказывания»… Потом каждый снял со своей спины листок и получил обратную связь…

«Делились эмоциями и жизненным опытом, а это дорогого стоит…»

В заключение участники семинара поделились своими впечатлениями от четырех дней занятий.

«Очень интересный формат занятий. Общаясь друг с другом, можно открыть для себя знакомое явление с другой стороны, задуматься о том, что раньше бы и не пришло в голову. Ощущение такое, как будто бы я (центр окружности) рисую вокруг себя мир циркулем. В ходе размышлений что-то понимаешь, о чем-то меняешь представление… И все это ненавязчиво, что для подростков очень важно. К тому же мнения сверстников, которые будут услышаны в ходе совместных обсуждений, в таком возрасте зачастую авторитетнее, чем мнение преподавателя…» (Таисия, специалист по социальной работе центра «Урал без наркотиков»)

«Мне давно стало очевидно, что обычная информационная профилактика среди подростков большого эффекта не дает и что важно начинать работу с ценностного уровня. Благодаря тренингу, сейчас я понимаю, как именно можно будет все это реализовать. Как психолог и администратор я получила огромное удовлетворение от занятий… Хотелось бы отметить и фильм, предложенный на семинаре для обсуждения. Мне довелось посмотреть много разных фильмов в рамках работы по профилактике наркомании, ВИЧ-инфекции. Но это первый фильм, который мне показался позитивным. Думаю, он будет полезен и детям, и педагогам» (Марина Николаевна, завуч по воспитательной работе общеобразовательной школы)

«Хотелось бы выразить признательность всем участникам тренинга за непринужденность и искренность в общении… Даже там, где можно было ограничиться формальным односложным ответом, люди делились своими эмоциями, пережитым опытом, то есть в хорошем смысле были эмоционально несдержанными. И это дорогого стоит. Тренинговая форма стала для меня открытием. Думаю, что смогу применить то, что узнал на занятиях, в работе со старшеклассниками и взрослыми людьми… « (иерей Александр Горлов)

«С подростками нужно больше разговаривать…»

«Не думала, что в ходе тренинга я смогу проявить себя так, как проявила. Из меня вытащили мое «я», бывшее где-то глубоко и далеко, как следует встряхнули и поставили туда, где оно должно находиться. Со временем все мы себя загоняем в какие-то рамки, а такие тренинги помогают раскрыться, почувствовать свои возможности. Я давно так искренне не радовалась, как в эти четыре дня. Благодаря тренингу, думаю, нашла способ сплотить детей и родителей нашей воскресной школы…» (Юлия Сергеевна, руководитель воскресной школы)

«Я очень благодарен, что в ходе тренинга приобрел психологические знания. Ведь священник своего рода психолог. На многие вещи сейчас посмотрел по-другому. Вопросы, которые затрагивались на тренинге, очень важные: как преодолеть одиночество, печаль? как увлечь ребенка? как помочь избавиться от дурных привычек? Очень важно именно в ненавязчивой форме помочь подростку осознать потребность бороться со страстями. Буду применять полученные на тренинге знания, помогая людям — даже если пока не прийти к Богу, то хотя бы стать людьми честными, порядочными, семейными…» (иеромонах Даниил (Курносов)

«У меня есть неуверенность в себе, но на тренинге мне было комфортно и даже радостно. Я была сама собой, мне не приходилось как-то притворяться… На тренинг я шла ради наших старших учеников воскресной школы. Нередко именно в подростковом возрасте ребятам становится неинтересно заниматься. Сейчас поняла, что нужно менять устоявшийся формат работы: занятия — праздники. Благодаря тренингу поняла, что с ребятами надо больше разговаривать — проводить тренинги, выводить подростков на общение. Почерпнула для себя много нового…» (Оксана Николаевна, руководитель воскресной школы)

Второй блок занятий пройдет в Каменской епархии с 11 по 14 апреля.

Семинар-тренинг по обучению работе с программой «Ладья» проводится на средства выигранного Каменской епархией гранта в рамках конкурса, проводимого общероссийской организацией «Лига здоровья нации». Обучение предусматривает два 4-дневных блока занятий.

Архив статей по месяцам