Главная » Архив » Новости » «Трезвая волна» онлайн. Как прошла конфе…
Участие Церкви в национальной системе реабилитации наркозависимых
Координационный центр по противодействию наркомании ОЦБСС
Благотворительный фонд святого праведного Иоанна Кронштадтского
Сотрудничество с государством
Профилактика наркомании
Технологии реабилитации
Зависимым
Родителям и близким

Логотип фонда ФОНД
«Трезвая волна» онлайн. Как прошла конференция по церковной помощи зависимым и их близким

В рамках фестиваля «Трезвая волна» в Санкт-Петербурге 9-10 сентября состоялась онлайн-конференция «Вопросы оказания церковной помощи зависимым и близким в 2020 году». приуроченная к Всероссийскому дню трезвости.

В первом круглом столе «Реабилитация зависимых и общины трезвенников в условиях эпидемии коронавируса. Опыт, особенности и итоги», который прошел 9 сентября, приняло виртуальное участие 48 человек. Участники круглого стола поделились опытом и выслушали выступления представителей реабилитационных центров и общин трезвенников.

Плюсы и минусы онлайн-реабилитации

Руководитель Координационного центра по противодействию наркомании и алкоголизму Санкт-Петербургской епархии протоиерей Максим Плетнев рассказал об опыте работы и программе помощи зависимым в координационном центре «Фавор». Этот центр существует уже несколько лет и нацелен на реабилитацию зависимых.

Отец Максим отметил, что пандемия коронавируса привела к изменению формата занятий, которые стали проводиться в режиме онлайн. По словам священника, у этих изменений есть определенные плюсы и минусы.

Плюсы состоят в том, что открывается большая возможность контактов – их можно, по сути дела, осуществлять в любом месте и в любое время. Например, некоторые участники программы едут в автомобиле и могут одновременно выходить на видеосвязь.

С другой стороны, отсутствие живого общения и, главное, — общих богослужений, существенно снизили возможности верующих к молитвенному общению.

Кроме того, в условиях онлайн-режима довольно трудно проконтролировать, насколько плодотворно сотрудничают с кураторами воспитанники реабилитационных центров. К примеру, кто-то из них во время занятий может отвлекаться на бытовые вещи, в том числе принимать пищу, заниматься какими-то посторонними делами и т.д. Все это снижает эффективность реабилитации.

Так или иначе, подчеркнул священник, опыт работы реабилитационного центра в условиях пандемии весьма полезен и может быть востребован в будущем.

Координатор реабилитационного центра «Лавра», консультант программы помощи зависимым «Фавор» Михаил Владимирович Глазунов рассказал о новом формате работы в условиях дистанционного режима, который стал применяться в период постреабилитации.

Опыт питерцев – трезвенникам Подмосковья

Алексей Владиславович Лазарев, руководитель направления помощи наркозависимым Синодального отдела по благотворительности, руководитель центра помощи зависимым при храме Святой Троицы в Кожевниках (Москва), действующего при поддержке Фонда президентских грантов в рамках проекта «Городской буксир» Благотворительного фонда святого праведного Иоанна Кронштадтского, рассказал участникам круглого стола о том, как успешно их трезвенническая община перенимает опыт петербургских трезвенников.

В частности, одна из групп для многодетных родителей, в силу специфики их деятельности, и после окончания карантинных мер осталась работать в онлайн-формате. Занятия для них продолжают проводится три раза в неделю.

Иерей Александр Семенов, руководитель дневного стационара «Воскресение», помощник руководителя духовно ориентированной программы «Обитель исцеления», которая действует в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, тоже отметил как положительные, так и отрицательные стороны дистанционной работы.

Среди существенных минусов он обратил внимание на то, что руководство не может проконтролировать, чем занимается тот или иной слушатель во время курсов по реабилитации. Может быть, он принимает пищу во время занятий или, чего хуже, курит, сквернословит.

Если во время очных занятий руководство не допускало их посещение пьяном виде, то в условиях дистанционной работы проконтролировать это практически невозможно.

С другой стороны, при работе в виртуальном режиме у многих слушателей повышается концентрация внимания, так как им значительно проще сосредоточить его на гаджете (планшете, смартфоне), чем присутствуя в аудитории, в группе разных людей.

Кроме того, у слушателей в режиме онлайн не было возможности обсуждать друг с другом вопросы, связанные с их тягой к алкоголю или курению. Мало того, во время онлайн-занятий слушатели не могут отвлечь друг друга посторонними разговорами.

Впечатление от дистанционного формата двоякое

Помимо онлайн-курсов, в период ограничительных мер в обители действовал в дистанционном режиме кинолекторий. Как отметил священник Александр Семенов, сделать это технически несложно. А после совместного просмотра фильма можно легко вовлечь людей в его обсуждение.

В целом, отметил священник, впечатление от дистанционного формата весьма двоякое. С одной стороны, это, конечно, усеченная, неполноценная форма работы, однако онлайн-форматы для оперативной связи были сохранены и после отмены карантинных мер.

Конечно, объективно качество подготовки слушателей в дистанционном режиме ухудшилось, также как и мотивация слушателей. Отец Александр отметил, что первый онлайн-консультант смог продержаться на курсах всего лишь три недели —  дистанционный режим не смог настроить его на долгосрочную работу. Кроме того, в режиме онлайн невозможно использовать всевозможные визуальные средства, которые доступны при работе в аудитории.

Старейшее общество трезвости в России

Андрей Александрович Нечаев, генеральный директор АО «Завод АТИ» (Санкт-Петербург), рассказал о петербургском Православном обществе трезвенников Братца Иоанна Чурикова, которому в этом году исполнилось 126 лет.

— Это старейшее действующее общество трезвости в России, сказал в своем выступлении Андрей Александрович. — Для всех нас очень важно живое общение, встречи и совместная работа.

После окончания карантинных мер очень сложно вывести людей обратно в оффлайн, в режим живого общения. Когда объявили карантинные меры, то беседы в общине трезвенников были переведены в социальные сети. Однако, если в обычном режиме в работе общества участвуют порядка 250 человек, которые периодически присутствуют на собраниях, то в условиях пандемии на онлайн-встречах не набиралось и ста человек.

В числе причин такого явления докладчик отметил неумение многих участников, особенно лиц пожилого возраста, пользоваться интернетом. У некоторых интернета нет вообще.

Вместе с тем, отметил А.А. Нечаев, существующая в общине активная молодежная группа перешла в режим онлайн, наладила волонтерское служение, доставляла маски, перчатки, продукты питания нуждающимся, прежде всего, лицам старше 65 лет, которым в условиях карантинных мер санитарными властями была предписана полная самоизоляция. Если в общине в последнее воскресенье каждого месяца всегда поздравляли именинников, то в условиях пандемии эти праздники перешли в онлайн-формат.

Слава Богу, карантинные меры закончились, и община чуриковцев вновь работает в обычном режиме, собирая всех желающих в Феодоровском соборе у Московского вокзала на воскресные встречи в 14.00, в ходе которых организуются совместные чаепития.

Комментируя доклад А.А. Нечаева, протоиерей Максим Плетнев отметил, что Общество трезвенников Братца Иоанна Чурикова на протяжении многих лет является соучредителем и соорганизатором многих епархиальных трезвеннических мероприятий, в том числе, и нынешнего фестиваля «Трезвая волна».

Трудности адаптации к обычной жизни

— Действительно, — отметил о. Максим, — некоторым людям весьма трудно вернуться к нормальной жизни после отмены карантинных мер. У многих обострились фобии, вплоть до страха вообще выходить на улицу и заразиться коронавирусом. Многие боятся приходить в храм и причащаться, особенно после того, как средства массовой информации застращали их тем, что там можно заразиться.

Исполнительный директор благотворительного фонда «Диакония» врач-нарколог Елена Евгеньевна Рыдалевская рассказала об опыте фонда в условиях пандемии. Она согласна с опасностью распространения коронавирусной инфекции и считает  необходимым прислушиваться к мнению светских и церковных властей, соблюдать режим самоизоляции в условиях пандемии.

Как известно, в связи с введением карантинных мер наблюдались сложности с передвижением людей между регионами России. При этом те воспитанники, которые ездили в реабилитационный центр в Пушкинских Горах в Псковской области (в настоящее время в нем проживает порядка тридцати человек), были вынуждены сдавать тест на коронавирус

Центр социальной адаптации находится в Санкт-Петербурге, он действует при храме святителя Петра, митрополита Московского, на улице Роменской. Воспитанники центра во время карантина оставались на территории храма, где они проживали. Для воспитанников была организована работа по шитью масок, их последующей сортировке и упаковке.

Таким образом, центр социальной адаптации смог сводить концы с концами в условиях пандемии. Среди прочих мероприятий, для реабилитантов организовывались  поездки в частную баню.

Приобщившись к проведению мероприятий в режиме онлайн, в центре и сейчас используют программу «Zoom» для поддержания постоянного контакта  с учениками.

Реабилитация онлайн-формата

Психолог Евгений Николаевич Проценко, основатель Христианского благотворительного фонда «Старый Свет», рассказал о деятельности в условиях пандемии прихода Покровского храма в новой Москве (в Ерино). По его мнению, информационную часть работы в онлайн-формате можно вести вполне полноценно, и не только в условиях карантина, но и в будущем.

Психолог-аддиктолог Елена Петровна Ченосова в своем выступлении попыталась отчасти реабилитировать онлайн-формат.

В качестве достижения она отметила, в частности, что функция демонстрации экрана в программе «Zoom» помогает более плодотворно работать слушателям, т.к. всем все хорошо видно на большом экране.

Поэтому онлайн-формат вполне допустим и даже плодотворен для тех, кто проживает в другом городе или другой стране и не может физически присутствовать на занятиях.

Сам я рассказывал об опыте работы православного клуба «Бодрствование» при храме во имя иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» на заводе АТИ в условиях ограничительных мер. В начале пандемии занятия в клубе проходили в традиционном формате, однако после того, как храм был закрыт на карантин, они перешли в основном в социальные сети.

Правда, несколько активных соратников клуба собирались на занятия в квартире одного из трезвенников. В целом, люди за период пандемии соскучились по живому общению, и как только карантинные меры были сняты, сразу же возобновились занятия клуба в традиционной форме.

Они вновь проводятся по вторникам, четвергам и пятницам с 18.00 часов.

Кроме того, паломническая служба «Лампадка», действующая при клубе, организовала паломнические поездки на могилу протоиерея Николая Гурьянова на острове Залит и на малую родину основателя клуба — Владимира Алексеевича Михайлова. В деревне Высокий Остров Окуловского района Новгородской области члены клуба приняли участие в престольном празднике Смоленской иконы Божией Матери.

Протоиерей Максим Плетнев, в свою очередь, отметил, что клуб «Бодрствование» активно участвует в трезвеннических мероприятиях в Санкт-Петербурге. В частности, именно члены клуба  провели 12 сентября на завода  АТИ концерт, посвященный Всероссийскому дню трезвости.

Второй круглый стол: два подхода к церковной реабилитации

Во второй половине этого же дня состоялся второй круглый стол «Патерналистский и партнерский подход в церковной реабилитации».

Елена Евгеньевна Рыдалевская в своем докладе дала характеристику патерналистского и партнерского подходов в церковной реабилитации. По ее словам, патерналистский подход (от латинского слова pater – отец) более привычен для массового сознания россиян, так как в нашей стране руководители страны всегда воспринимались в обществе как отцы нации, а народ – как подданные.

По мнению докладчицы, патерналистский подход в православных общинах характеризуется наличием авторитарного начала в руководстве общиной, в беспрекословном подчинении воспитанников начальнику (будь то священник или мирянин), важностью воцерковления и участия в богослужениях.

Любой отход от традиций воспринимается в подобного рода общинах как отход от концепции общества и измена его идеалам.

— Вместе с тем, отметила Елена Евгеньевна, — воцерковление само по себе не может быть самоцелью. Если воспитанник не придет осознанно к Богу и Церкви, подобного рода воцерковление может стать профанацией, приведет к формальному исполнению церковных обрядов, когда человек будет внушать себе, что он все делает правильно, верит в Бога и т.д., но на самом деле его проблемы и зависимость останутся  с ним.

Рыдалевская полагает, что страждущий не должен забывать о своем прошлом, о том, как и почему он оказался в том или ином реабилитационном центре. Он должен осознать степень своего падения, а не строить иллюзии насчет того, что раз он воцерковился, то уже «спасен» и полностью излечился от пагубных пристрастий.

Партнерский подход более приемлем

Альтернативным подходом, полагает Е.Е. Рыдалевская, может стать партнерский подход, при котором в отношениях между руководителем и подчиненными наблюдается больший демократизм, допускается большая свобода в суждениях и действиях воспитанников. Помимо воцерковления в действиях воспитанников допускается возможность обращения к элементам той или иной субкультуры.

Протоиерей Максим Плетнев, поблагодарив докладчицу за интересное выступление, отметил, что некоторые ее суждения весьма спорные. В частности, он подчеркнул особую важность воцерковления как конечной цели работы с зависимыми. Он заметил, что в православной реабилитации нужно прежде всего говорить о Боге, о богообщении, а не зацикливаться лишь на светском подходе к решению проблемы.

Иерей Евгений Лищенюк, директор Благотворительного фонда святителя Антония Смирницкого, тоже высоко оценил доклад Е.Е. Рыдалевской, отметив, что этот доклад нужно внимательно проанализировать и опубликовать в средствах массовой информации. По мнению отца Евгения, патерналистский подход в большей степени характерен не для православной среды, а для сектантских отношений, для тоталитарных сект.

Когда мы говорим о каких-то подходах, отметил священник, мы говорим о том, как это должно быть в идеале, и когда мы что-то сопоставляем и пытаемся проанализировать то или иное явление, мы должны делать правильные выводы.

Нужно смотреть не на те общины, которые больше похожи на секты, а на те, в которых используются различные методы реабилитации.

— Наша миссия, подчеркнул отец Евгений, – знакомство людей со Христом. Воцерковление, конечно, нельзя ставить целью, потому что она слишком всеобъемлющая. Мы как православные христиане несем служение, но для каждого человека должен быть свой уровень богообщения. Поэтому нужно брать позитивные примеры реабилитации зависимых и искать подход, который ближе всего к идеалу.

Священник Александр Семенов отметил, что в настоящее время существуют 18,5 тысяч приходов в Русской Православной Церкви и недопустимо возводить в абсолют примеры отрицательного свойства, подобные деятельности бывшего схиигумена Сергия (Романова). Такие примеры сознательно раздуваются антицерковными СМИ. Нужно научиться критическому мышлению для того, чтобы делать правильные выводы.

Консультант программы трезвости «Фавор» Ольга Боровикова, психолог и руководитель реабилитационного центра «Зебра» Екатерина Савина, психолог Наталья Башкатова и другие участники дискуссии, развернувшейся после основных докладов, говорили о необходимости сочетания различных подходов при осуществлении реабилитации зависимых.

Протоиерей Максим Плетнев, подводя итоги круглых столов, отметил, что дискуссии прошли, в целом, интересно и плодотворно. Все участники обменялись мнениями, поделились своим опытом.

Дмитрий Игоревич СТОГОВ

Источник: газета «Трезвение», сентябрь 2020 г.

Архив статей по месяцам