Главная » Архив » Без рубрики » Приоритетная методика церковной реабилит…
Участие Церкви в национальной системе реабилитации наркозависимых
Координационный центр по противодействию наркомании ОЦБСС
Благотворительный фонд св. прав. Иоанна Кронштадтского
Деятельность епархий
Сотрудничество с государством
Профилактика наркомании
Технологии реабилитации
Зависимым
Родителям и близким

Логотип фонда ФОНД
Приоритетная методика церковной реабилитации и оценка ее эффективности

Священники-энтузиасты, включившиеся в реабилитационную деятельность в 90-е годы прошлого столетия, использовали заимствованные из мирового опыта эффективные методики, совмещая их с собственными наработками, основанными на православных аскетических традициях. Наиболее приемлемой для реализации в православных реабилитационных центрах оказалась методика, основанная на принципах Терапевтических сообществ. В православных центрах, работающих по данной методике, консультантами могут быть профессиональные психиатры, психологи, социальные работники, а также православные священники, отвечающие за «духовную терапию» (духовное окормление). Важную роль в жизни Терапевтических сообществ играют волонтеры. Реабилитация на должном уровне по данной модели проходит пожалуй только в центре «Радуга», расположенном в городе Кимры Тверской области при храме Вознесения Господня. Некоторая часть реабилитационных центров (10%) в качестве реабилитационной методики использует Миннесотскую модель, совмещающую «Программу 12 шагов» с достижениями психологии. Это, в частности, центр фонда «Старый свет», расположенный в с. Ерино города Москвы при храме Покрова Божией Матери.

В те же годы начинается становление методики, являющейся собственно церковным ответом на вызов наркомании. В реабилитационную деятельность непосредственно включились некоторые церковные общины, приходские и монашеские. Их опыт свидетельствует, что возможно органичное вхождение реабилитационного процесса в жизнь общины, что реабилитация совмещается с традиционным укладом духовной жизни приходов и монастырей, не разрушая его. Реабилитация по данной методике успешно осуществляется в монашеской общине при Свято-Георгиевском храме села Георгиевское Кинешемской епархии. При написании «Методологии социальной реабилитации наркозависимых в церковной общине» обобщен и структурированно изложен опыт Свято-Георгиевского прихода и ряда других церковных общин по реабилитации наркозависимых.

Исходя из опыта реабилитационной деятельности церковных общин были сформулированы три основных принципа реабилитации зависимого человека в церковной общине:

Принцип 1. Реабилитация в Церкви есть, в первую очередь, результат действия Божественной благодати, являемой во всей полноте церковной жизни.

Принцип 2. Включение реабилитационного процесса в жизнь церковной общины.

Принцип 3. Компетентность (профессионализм) членов церковной общины, участвующих в реабилитации.

В утвержденном Священном Синодом концептуальном документе «Об участии Русской Православной Церкви в реабилитации наркозависимых» написано: «Церковь, не отрицая подхода наркологии к реабилитации больных и используя методы, выработанные профессиональным сообществом, в своей деятельности делает акцент на духовной составляющей реабилитационного процесса. Выход наркозависимого человека в устойчивую ремиссию, восстановление его социального статуса не рассматривается Церковью в качестве единственной задачи. Конечной целью для Церкви является приготовление людей к вечной жизни, к которой Бог призывает всех». В соответствии с данной установкой методика социальной реабилитации в церковной общине рассматривается Координационным центром по противодействию наркомании ОЦБСС в качестве приоритетной.

В значительной части проводящих реабилитацию церковных или находящихся под эгидой Церкви организаций реабилитационный процесс находится на начальном этапе своего развития (из-за финансовых сложностей период становления зачастую носит затяжной характер). Нельзя сказать, что в центрах этих организаций какая-либо модель реализована должным образом. Даже на начальном этапе требуется, чтобы каждая церковная организация, приступающая к реабилитационной деятельности, ясно понимала, какую модель реабилитации ей наиболее целесообразно реализовать исходя из имеющихся в ее распоряжении ресурсов.

Как оценить эффективность методики реабилитации? Путь первый – отслеживать в течение нескольких лет жизнь наркозависимых после прохождения реабилитации, каким-то образом контролировать их трезвость. Если для государства в некоторой степени это возможно реализовать по отношению к поставленным на наркологический учет наркозависимым гражданам, то для негосударственных центров это полностью нереализуемое пожелание. По сути, даже если соглашаешься с методикой контроля трезвости прошедших реабилитацию, приходится верить представителям центров на слово. Ни сами методики оценки, ни их точность не могут претендовать на научную достоверность.

Путь второй – провести анализ методики реабилитации: выявить наличествующие в ней отдельные технологии работы с людьми, оценить полноту и внутреннюю непротиворечивость сочетания этих технологий. Если они проверены и доказана их эффективность, если они органично сочетаются друг с другом и наличествует их полнота, то можно сделать заключение, что реабилитационная методика эффективна как единое целое.

Подобный анализ методологии социальной реабилитации наркозависимых в церковной общине провела рецензент методологии, доктор медицинских наук, профессор Сирота Наталья Александровна: «Предложенная Церковная методология является уникальной. Она является «органичным плодом Церковного древа» и отвечает глубинным ожиданиям российского менталитета. С целью определения соответствия рецензируемой работы с имеющимися методологическими направлениями эффективной реабилитации лиц, зависимых от наркотиков, была проведена исследовательская работа, направленная на выявление соответствия предложенного варианта церковной реабилитации наркозависимых основным принципам успешной реабилитации наркозависимых, разработанным в России при анализе наиболее эффективных реабилитационных программ, работающих в странах Восточной и Западной Европы. Основные принципы успешной реабилитации, отмеченные отечественными исследователями совместно с экспертами Совета Европы в области реабилитации наркозависимых … (здесь в рецензии перечисляются 17 принципов реабилитации, делающие ее успешной — прим. автора). В предложенном варианте методологии большинство данных принципов (за исключением принципа 17) провозглашаются как неукоснительные или учитываются на продуманных и серьезных основаниях. Это позволяет заключить, что методология церковной реабилитации является адекватной запросам научной общественности и сегодняшнего дня и имеет все основания быть успешной и эффективной». Таким образом, согласно оценке видного представителя научного сообщества методика социальной реабилитации наркозависимых в церковной общине, основанная на многовековой аскетической традиции православия и согласная с церковной антропологией, в то же время является современным инновационным продуктом.

Если оценивать эффективность методик по результатам деятельности наиболее успешных религиозных и светских центров, их применяющих, то можно с большой уверенностью утверждать, что она примерно одинакова. В своих лучших образцах центры работающие по моделям Миннесотской, Терапевтического сообщества и реабилитации в церковной общине показывают выход в ремиссию около 60-70%. При этом любой центр, с учетом тяжести заболевая – наркотической зависимости, показывающий выход в ремиссию в 30-40% можно считать вполне успешным.

Нет модели, наиболее успешной и универсальной во всех отношениях, каждая имеет свои сильные и слабые стороны. Поскольку Миннесотская модель в наименьшей степени отвечает требованию «Все вновь создаваемые церковные методики реабилитации должны находиться в согласии с православной антропологией, опираться на аскетическую традицию Православной Церкви» («Об участии Русской Православной Церкви в реабилитации наркозависимых»), сравним модели реабилитации Терапевтического сообщества и реабилитации в церковной общине.

Модель Терапевтического сообщества.

«плюсы»:

  • низкопороговая реабилитация;
  • значительное количество наркозависимых воспитанников проходят реабилитацию в центре (от 15 до 30 человек и более);
  • к работе в центре могут быть привлечены профессионалы;
  • центры смогут в будущем рассчитывать на прямое государственное финансирование.

«минусы»:

  • трудно положить начало (создать терапевтическое пространство и обеспечить необходимую материальную базу);
  • изначально требуются значительные финансовые вложения;
  • качество ремиссии после реабилитации в ТС в целом ниже, чем после реабилитации в церковной общине, поскольку оно напрямую зависит от духовного состояния сообщества, в котором проходит реабилитационный процесс (духовное здоровье, как правило, выше у церковной общины);
  • в ТС реабилитация бесплатная только в случае финансирования извне и в будущем не сможет обходиться без дополнительного софинансирования.

Модель социальной реабилитации в церковной общине.

«плюсы»:

  • легко положить начало реабилитации в общине, начав ее с духовного окормления воспитанников;
  • многие церковные общины могут этой деятельностью заниматься;
  • высокое качество ремиссии у выпускников, поскольку ими, по большей части, усваивается христианская система нравственных ориентиров;
  • не требуется серьезных финансовых вложений для того, чтобы положить начало;
  • реабилитация бесплатная и в будущем может обходиться без дополнительного финансирования.

«минусы»:

  • реабилитация высокопороговая (если ей не предшествует мотивационная работа с наркозависимым);
  • как правило, небольшое количество реабилитантов принимает одна община (на приходах до 10 человек);
  • трудно привлечь к реабилитационной работе в общине профессионалов (особенно на глухих приходах);
  • создаваемые общинами центры не смогут (за редким исключением) в будущем рассчитывать на государственное финансирование.

Создание ряда вспомогательных реабилитационных структур (консультационных кабинетов, мотивационных центров, «домов на полпути») позволит сделать более эффективной деятельности церковных общин в помощи наркозависимым, устранить некоторые «минусы»:

 Вспомогательные структуры.

«плюсы»:

  • вспомогательные структуры позволят снизить порог для вхождения наркозависимых в церковную реабилитацию;
  • вовлечь в реабилитацию большее количество людей;
  • воспитанники смогут легче вернуться после реабилитации в социум;
  • к работе в этих вспомогательных структурах могут быть привлечены профессионалы;
  • в будущем вспомогательные структуры могут рассчитывать на прямое государственное финансирование.

«минусы»:

  • трудно положить начало, поскольку для «запуска» компонентов структуры требуются серьезные организационные усилия и финансовые вложения;
  • они нуждаются в постоянном софинансировании извне.

Без значительного привлечения финансовых средств на масштабное развитие может претендовать только деятельность церковных общин по социальной реабилитации. Предстоит позаботиться как о многократном увеличении количества занимающихся реабилитацией церковных организаций, так и о качестве проводимой ими в соответствии с моделью реабилитационной деятельности.