Главная » Архив » Мониторинг СМИ » Помощь наркозависимым в церковных общинах
Участие Церкви в национальной системе реабилитации наркозависимых
Координационный центр по противодействию наркомании ОЦБСС
Благотворительный фонд св. прав. Иоанна Кронштадтского
Деятельность епархий
Сотрудничество с государством
Профилактика наркомании
Технологии реабилитации
Зависимым
Родителям и близким
Мониторинг СМИ
Помощь наркозависимым в церковных общинах

В задачу данной статьи не входит описание программ, успехов или неудач в работе с наркозависимыми в православных общинах. Наша цель достаточно скромна: мы считаем дать необходимым некую хронологию и историю в лицах тех, кто стоял у истоков решения этой сверхсложной проблемы, чтобы их имена более «проворные» коллеги не изгладили из исторической памяти, что уже сегодня и происходит. Подтасовываются под конъюнктурные соображения даты, на передний план вбрасываются персонажи, которые как навряд ли участвовали в решении проблемы в то время, так и вообще могли знать что-либо о наличии и масштабах наркотической угрозы. Сегодня же, оседлав тему противодействия наркомании, пытаются взлететь на гребне славы в числе первооткрывателей.

Как это сегодня удивительно не звучит, но помощь наркозависимым в церковных общинах восходит к концу XIX столетия. Первая община, или как она тогда называлась, колония, была создана в 1898 году и носила имя св. Леонида. Расположена она была  «на необитаемых островах в море, в шхерах близ города Котки, в Финляндии»[1]. Основана была на средства, пожертвованные семьею И. А. Воронина. Заведующий докт. мед. Ольдерогге.

В современной истории непосредственно перед распадом СССР наряду с экономическими, политическими и включением в ускорение процесса распада СССР «мягкой силы» в гибридной войне против государства стало активно применяться и оружие массового поражения — наркотики. Государство, и в частности, правоохранительная система и здравоохранение, были к этому не готовы. Первый массированный удар был нанесен по двум столицам: Москве и Санкт-Петербургу. Родители наркозависимых метались от наркологов к психологам, от психологов к шарлатанам и нигде не находили помощи. Кто-то, отчаявшись, обреченно ждал преждевременной смерти, иные совершали какое-либо мелкое преступление, намеренно оставляли следы или сами сдавались в правоохранительные органы, надеясь в тюрьме убежать от погибели. Другие, отчаявшись, делали себе т.н. «золотой укол» или осуществляли самоубийство каким-либо другим способом.

Одновременно с процессом наркотизации населения в России происходил и другой — подъем религиозного сознания. Отчаявшиеся и обреченные люди потянулись за спасением в храмы и монастыри, но и Церковь в тот момент не была готова к такому количеству по преимуществу не кающихся грешников, отверженных не только обществом, но часто и своей семьей.

Автору статьи пришлось не только самому участвовать в организации помощи наркозависимым в монастырях и приходах, но и общаться с теми людьми, кто стоял у истоков церковной реабилитации. Организация помощи на тот момент была спонтанной и бессистемной. Первые наркозависимые в небольшом количестве, до 5-6 человек, одновременно проживали в 1989-1990 годах на приходе в поселке Васк-Нарва, бывшая Эстонская ССР. Занимался ими известный в Советском Союзе и Русской Православной Церкви  протоиерей-экзорцист Василий Борин. Примерно в начале девяностых годов прошлого столетия, по благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия Второго, для ознакомления с опытом помощи наркозависимым был направлен в Италию врач-психиатр прот. Алексий Бабурин, настоятель Никольского храма в п. Ромашково Московской области. По свидетельству самого о. Алексия он попытался при приходе организовать центр реабилитации наркозависимых с круглосуточным проживанием, но центр просуществовал всего несколько месяцев, и этот опыт закончился неудачей. Уже в 1992 году «при содействии итальянских специалистов на базе Православного наркологического центра при Никольском храме»[2] отец Алексий открыл первый семейный клуб трезвости. В настоящее время успешно действует более двадцати пяти таких клубов в России.

В это же время в Санкт-Петербурге, на подворье Валаамского монастыря, настоятелем которого в то время был архимандрит Назарий (Лавриненко), ныне епископ Кронштадтский, началось социальное служение помощи наркозависимым совместно с общественной организацией «Новые паломники», руководителем которой был Роман Медведев.

Зимой 1991-1992 года архимандрита Назария назначают наместником Коневского мужского монастыря, расположенного на острове в Ладоге, и работа с наркозависимыми смещается  в монастырские стены. Весной 1992 года в этот процесс активно включился и автор данной статьи, который был назначен на остров в качестве эконома монастыря, а с июня 1993 года — еще и в качестве духовника.

В 1994 году дополнительно к послушанию в Коневской обители Указом митрополита Иоанна (Снычева) меня назначили на вновь организованный приход в п. Саперное Приозерского района Ленинградской области в качестве настоятеля прихода и строителя храма. В июле 1995 года был построен храм в честь Коневской иконы Божией Матери и освящен малым чином.

Весной 1996 года за помощью в окормлении наркозависимых ко мне обратился руководитель общественной противонаркотической организации Фонд «Возвращение» (создан в 1995 году)  Дмитрий Островский. Фонд «Возвращение» имел небольшой загородный реабилитационный центр в городе Зеленогорск (Курортный район СПб), где зависимые находились около трех месяцев, а после этого им предлагалось выезжать в какие-либо монастыри или удаленные приходы. Фактически данный Фонд выполнял функции мотивационного этапа. Я дал согласие и 12 апреля 1996 года первая группа из семи человек: три женщины и четверо мужчин приехали на приход для прохождения реабилитации. Это положило начало реабилитационному центру при нашем приходе. Одновременное количество реабилитантов составляло до 25-28 человек. Уже к 1997 году стала понятна необходимость амбулаторной, подготовительной программы, включающей в себя и работу с родителями. Такая возможность была, учитывая, что помимо настоятельства в Саперном, меня назначили настоятелем подворья Коневского монастыря в Санкт-Петербурге. На подворье проходил первичный прием, работа с родителями, а также постреабилитационная поддержка для жителей Санкт-Петербурга и области. Данная работа на подворье осуществлялась до середины 1999 года, а потом была перенесена на территорию Александро-Невской Лавры.

В 2003 году по обращению тогда Полномочного Представителя Президента по Северо-Западному Федеральному Округу Матвиенко В. И. к митрополиту Санкт-Петербургскому и Ладожскому Владимиру (Котлярову) был создан первый в Русской Православной Церкви Отдел по противодействию наркомании и алкоголизму. В структуру отдела  вошли не только загородные реабилитационные центры Санкт-Петербургской епархии, но и дневной стационар, который осуществлял функции: мотивационные, ресоциализации, постреабилитационной поддержки и работы с семьей. Таким образом, сложилась первая в России и Русской Православной Церкви комплексная системная реабилитация наркозависимых, данная программа получила название «Обитель Исцеления».

 В дневном стационаре осуществлялись и другие функции, как то: профилактическая работа, взаимодействие с государственными, общественными, религиозными учреждениями и т.п. Отдел просуществовал до сентября 2014 года. В настоящее время работа дневного стационара перенесена на приход храма Воскресения Христова у Варшавского вокзала.

К священникам, которые вложили большой вклад в развитие социального служения помощи наркозависимым, необходимо отнести и игумена Анатолия (Берестова), который начал свою деятельность на этом поприще в 1998 году, создав в Москве Душепопечительский Центр св. прав. Иоанна Кронштадтского, где амбулаторную помощь получали и наркозависимые. Но основная заслуга о. Анатолия заключалась в том, что он был непревзойденным популяризатором помощи наркозависимым в церковных общинах, выезжая с этой идеей во многие города России.

Еще одним священнослужителем, внесшим огромный вклад в работу с наркозависимыми в Русской Православной Церкви и продолжающим развивать это направление, является епископ Каменский и Алапаевский Мефодий (Кондратьев), руководитель Координационного центра по противодействию наркомании Отдела по церковной благотворительности и социальному служению РПЦ. Будучи настоятелем прихода в поселке Георгиевское Ивановской области, он «с осени 1998 года»[3] стал регулярно принимать наркозависимых из центра «Мельница», который был расположен в поселке Мельничный Ручей Всеволожского района Ленинградской области и был образован в 1997 году. Епископ Мефодий на должности руководителя Координационного Центра продолжает осуществлять огромную работу по объединению в единую сеть всех реабилитационных центров, организованных при церковных общинах и иных организациях, находящихся под патронажем РПЦ, а также осуществляет взаимодействие на самом высоком уровне с органами государственной власти, выполняя и другие важные функции.

В настоящее время в Русской Православной Церкви наблюдается интенсивный рост числа противонаркотических реабилитационных центров, а также ведется работа по включению их в единую сеть. На сегодняшний день имеются: «40 консультационных пунктов, 5 мотивационных центров, 15 амбулаторных программ и дневных стационаров, 80 реабилитационных центров, 20 центров ресоциализации и 50 групп поддержки (сопровождения)»[4]. В этих центрах служат немало достойных батюшек и мирян, но это уже тема отдельной статьи.

Протоиерей Сергий Бельков, руководитель сети противонаркотических реабилитационных центров Выборгской епархии Санкт-Петербургской митрополии

Источник: Русская народная линия

Литература:

1.    Мефодий Кондратьев еп. Каменский и Алапаевский. Доклад епископа Каменского и Алапаевского Мефодия, руководителя Координационного центра по противодействию наркомании Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению, III Съезд руководителей церковных реабилитационных центров. Москва. 06-07.10.2016.

2.    Мефодий Кондратьев иг. В храм пришел наркозависимый. Как помочь? М. 2013.

3.    Семейные клубы трезвости как метод реабилитации в системе наркологической помощи. Учебно-методическое пособие М. 2016.

4.    Туберкулез. ВИЧ/СПИД. Алкоголизм, Наркомания. Информационно-Просветительский журнал. Изд. Экстрапринт. СПб. № 2. 2002.


[1] Туберкулез. ВИЧ/СПИД. Алкоголизм, Наркомания. Информационно-Просветительский журнал. Изд. Экстрапринт. СПб № 2. 2002. с. 60

[2] Семейные клубы трезвости как метод реабилитации в системе наркологической помощи. Учебно-методическое пособие М. 2016.  с. 15

[3] Мефодий Кондратьев иг. В храм пришел наркозависимый. Как помочь? М. 2013. с. 6.

[4] Мефодий Кондратьев еп. Каменский и Алапаевский. Доклад епископа Каменского и Алапаевского Мефодия, руководителя Координационного центра по противодействию наркомании Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению, III Съезд руководителей церковных реабилитационных центров. Москва. 06-07.10.2016. Презентационные материалы III съезда руководителей церковных реабилитационных центров  07.02.2017