Участие Церкви в национальной системе реабилитации наркозависимых
Координационный центр по противодействию наркомании ОЦБСС
Благотворительный фонд св. прав. Иоанна Кронштадтского
Деятельность епархий
Сотрудничество с государством
Профилактика наркомании
Технологии реабилитации
Зависимым
Родителям и близким

Логотип фонда ФОНД
Созависимость

Зависимость подчиняет себе жизнь всей семьи, семья попадает в беду и начинает воспроизводить нездоровье уже сама. Это и есть созависимость. Но нередко нездоровье семьи коренится глубже, чем влияние болезни сына. Оно может передаваться из поколения в поколение, создавая благоприятную почву для зависимостей, и не только для них — насилия, отверженности, отчаяния, нелюбви. Вот несколько симптомов нездоровья семьи:

Здоровая семья Созависимая семья
1. Открытое общение. 1. Закрытая семья, смутные, неопределенные отношения, обсуждаются только проблемы, причем в жанре критики того, у кого проблемы.

“Не говори, не чувствуй, не доверяй”

2. Поддержка друг друга. 2. На все говорится “нет!”. Поиск недостатков, вышучивания, наказания.
3. Уважение и сотрудничество друг с другом. Наличие “команды”. 3. Манипуляции (попытки управлять друг другом). Враждующие лагери, саботаж.
4. Доверие 4. Нет доверия, подозрительность, взаимные расчеты.
5. Высокое качество проведенного в семье времени. Разговоры о жизни каждого, еда вместе, общение, молитва, рассказы о новостях. 5. Каждый сам по себе. “Мне некогда с тобой говорить”. Вечерами только телевизор, компьютер.
6. Воспитанная взаимная ответственность. 6. — Безразличное отношение друг к

другу

— Чрезмерная опека

7. Моральные ценности, которые можно обсуждать. 7. Система ценностей, не подлежащая обсуждению (хорошо-плохо, черное-белое, ты — плохой, я — хуже всех и пр.)
8. Традиции в семье. “Устроим праздник!” 8. Нет уважения к семейным традициям и потребности их иметь. Нет праздников, только по обязанности.
9. Открытая духовная жизнь, уважаемая другими. 9. Нет общих духовных ценностей, они не осознаются.
10. Уважение к частной жизни каждого члена семьи и личностных границ. 10. Посягательство на частную жизнь другого.
11. Открытое выражение любви. 11. Нет выражения любви, пренебрежение.
12. Признается ценность служения друг другу в семье и вообще всем. 12. Нет ценности служения. “Почему я должна тебе приносить чай? А ты когда мне принесешь?”
13. Открытость к помощи извне. Другой – потенциальный друг. 13. Неприятие чужой помощи. “Не выноси сор из избы!”.

Сколько боли в этих семьях! Ее можно лечить, если начать выздоровление с себя. Работают специальные группы самопомощи для родственников наркоманов, где они работают над своим выздоровлением от созависимости по специальной программе,  молитвенные группы матерей;  есть психологи…. Многие и многие семьи сегодня остановили созависимость, и это не только спасло семьи от разрушения, но и помогло наркоману начать выздоравливать. Это поставило его в условия, при которых он столкнулся напрямую с последствиями своего употребления наркотиков – а значит, получил серьезный стимул начать процесс выздоровления. Кроме того, он увидел подлинную жертвенную любовь, на призыв которой не смог не откликнуться.

1. Наставление: установите границы

Границы – это ясные всем правила семьи, по которым она теперь будет жить так, чтобы прекратить насилие в семье. Например, мама больше никогда не подслушивает телефонные разговоры сына-наркомана, чтобы не вторгаться в его частную жизнь, и одновременно не мучиться подслушанной информацией: использовать не можешь, и забыть невозможно. А сын, в свою очередь, приходит домой до 24 часов, и потому не мешает спать остальным членам семьи. Нарушения правил не караются наказаниями, но нарушитель оказывается в трудной ситуации. Мама, стоящая под дверью, может потерять право услышать ответ на свои вопросы – все! А сыну, вернувшемуся в 0.10 домой, никто не отворит запертую дверь. Существенно то, что границы соблюдают все члены семьи, и нарушение кем-то границы ставит его в положение вне правил семьи на определенное время, но не дает права остальным нарушать границы в свою очередь. Это своего рода семейная конституция, которая обычно «по умолчанию» исполняется в здоровых семьях. Но в семье, где есть наркоман, многие правила нужно утвердить, потому что их взаимно нарушали, и жизнь в семье перестала быть безопасной.

Границы – это дизайн каждой семьи, и не может быть никаких жестких рекомендаций. Например, в одной семье действует указанная граница на приход домой, как в детской сказке про муравьишку, который домой спешил: «солнышко скроется — муравейник закроется». Назначили время – будь добр соответствовать. Это очень жестко, но иногда необходимо, чтобы дом мог спать. Где ты будешь спать – сам решай, дом открыт до 24 часов. В другой семье это неприемлемо, и ставится граница, что наркоман должен заранее позвонить, и в этом случае его немного подождут и впустят. Это нужно для того, чтобы он научился заботиться, договариваться с близкими. А в иной семье и это невозможно: например, склонного к суициду человека нельзя ставить в очень трудные, кажущиеся безвыходными ситуации. Поэтому хорошо бы посоветоваться с семьями, понимающими проблему, —  это удобно сделать на группах самопомощи.

Если стоит вопрос о реабилитации наркомана, то нередко границы очень способствуют тому, чтобы отъезд в реабилитационный центр все же состоялся. Например, в одной семье сын-наркоман никак не мог принять решение начать выздоравливать, тянул и вел себя  агрессивно, пока мама не сказала: «В нашем доме больше не употребляют наркотики. Если ты уйдешь за дозой, вернешься домой через реабилитационный центр». Сын ушел, и она заперла дверь. Сын устроил «спектакль» для соседей, спал на коврике, колотил в дверь, уходил спать к друзьям, потом снова повторял все это… а потом смирился и поехал в центр. Он понял, что мама непреклонна в этой границе, и это – справедливо.

Когда же наркоман возвращается из центра домой, границы становятся мощным средством сохранения им трезвости, поддержания выздоровления. Поэтому часто границы проговаривают еще в реабилитационном центре на семейной встрече в присутствии консультанта перед возвращением домой. Границы становятся своего рода каркасом, рамкой, в которой отношения в семье могут развиваться более здоровым образом.

Границы – это не выдуманные правила, они отражают духовные законы любви, доверия, безопасности в семье, являются гарантом ее благополучия. Вот некоторые примеры – только примеры, их надо обдумать применительно к данной семье.

  • Никто не употребляет алкоголь и наркотики. Если употребляешь – дома не живешь, пока не пройдешь курс реабилитации (для наркомана, который не имеет опыта выздоровления).
  • Если у тебя есть опыт выздоровления (не только воздержания), но ты все же сорвался – ты можешь жить дома только трезвым, и знаешь, как это сделать.  Ждем твоих предложений для возвращения домой.
  • В твоей жизни в употреблении семья не участвует. Будет плохо, попросишь – поможем добраться до больницы.
  • Никто не подслушивает, не подсматривает, не проверяет карманы, не читает записи другого и пр. Иначе – замок на двери.
  • Никто не повышает голос в разговоре, не употребляет бранных слов. Иначе немедленно прерывается разговор.
  • Нельзя прикасаться к другому иначе, чем с лаской. Нельзя угрожать физической расправой. Иначе дома не живешь.
  • Нельзя брать чужое. Иначе – замок.
  • Каждый убирается в доме: распределяются обязанности. Не смог – договорись с другим, и потом «верни долг».
  • У каждого в семье есть дело. Нельзя бездельничать. Кто не работает, тот и не ешь.
  • Каждый старается ночевать дома, если нет – предупреждает по телефону.
  • Привести домой ночевать можно только жену, а не «девушку».
  • Молитва и вера – внутреннее дело человека, никто не смеет принуждать или осуждать, высмеивать человека в его вере.

И многое другое… Однако стоит обсудить только те границы, которые нарушались в семье.  Границ не должно быть слишком много, чтобы их хорошо помнить. Может быть, их надо записать. Это коллективное решение трезвой части  семьи, и наркоман обязан ему подчиниться. Гарант их исполнения – главный член семьи: отец, за неимением его – мама, остальные помогают добиться исполнения.

После нарушения границ и соответствующих последствий наркоман снова возвращается в их рамку. Например, переночевав на лестнице, потому что опоздал, наркоман утром входит домой к доброжелательным родственникам, которые не упрекают его за опоздание, а скорее сочувствуют, но не спасают от последствий, предлагая теперь выспаться. Нет, начался новый день. Сорвавшийся наркоман едет в больницу, и мама приезжает к нему с паспортом и тапками. Мы помогаем наркоману вновь вернуться в добрые отношения в семье.

2. Наставление: обеспечьте физическую и юридическую безопасность!

Границы – это рамка, в которой возможно здоровое общение. Но часто бывает, что оно в принципе невозможно, так сильно употребление, такие безрассудные жертвы приносятся ему. Тогда семья должна позаботиться о своей физической безопасности.

Нужно, чтобы был способ уйти из дома, чтобы замок открывался изнутри поворотом ригеля, а не ключом. Ключи наркоман может отнять и спрятать. Должен быть план, куда в случае возможного насилия можно убежать. Нужно договориться с соседями, родственниками или друзьями, под рукой должны быть деньги на дорогу. У семьи должно быть решение скорее уступить силе, чем «стоять насмерть». Это иллюзия, что наркоман не пойдет на насилие по отношению к любящим его и любимым им близким. Пойдет, потому что это его зависимость! Если Вы стоите у нее на пути, добра не жди. Ясная угроза насилия с требованием денег на наркотик должна, конечно, встретить спокойное решение отдать деньги вместо драки. И это совершенно точно должно закончиться запертой дверью перед вернувшимся наркоманом, чтобы такое не могло повториться впредь. Возврат – через реабилитационный центр. Если сил родственников не хватает, должно быть ясное решение позвонить в полицию или 911. Лучше звонить в городские службы и  говорить, что вы готовы написать заявление о насилии. Лучше близкие остановят наркомана в его безумии, чем чужие люди. Чужие люди не станут заботиться о выздоровлении наркомана.

Безумие наркомана в активном употреблении наркотиков может закрыть ему глаза на суть того, что он делает в стремлении добыть наркотик. Семья не должна стать жертвой этого безумия, о чем потом будут горько все жалеть, в том числе, и сам протрезвевший наркоман.

Близким наркомана нужно ясно понимать, что хранение, транспортировка и приобретение наркотика, не говоря уже о его распространении, хотя бы и бесплатно – серьезные уголовные преступления, за которые могут быть наказаны и родственники наркомана, если они в этом участвовали! Поэтому не нужно наивно передавать неизвестные свертки, ездить на встречи вместо наркомана, чтобы его не арестовали. Тогда арестуют близких и накажут их совершенно так же. Мама, приносящая наркотик сыну, совершает уголовное преступление, и не только способствует развитию наркомании сына, но и рискует тюрьмой.

Документы на недвижимость, ценности лучше дома не хранить, чтобы избежать больших потерь. То, что это капитал семьи, не остановит наркомана в его безумии. Особенно осторожно нужно отнестись к потенциально опасным вещам: сильнодействующим лекарствам, оружию. Безопасность в этом случае – ответственность главного члена семьи.

Особый вопрос – кредиты. Наркоман часто берет большие суммы в кредит в банках, никак не планируя их отдавать. Проценты по кредитам растут, банки звонят и угрожают… Что делать? Во-первых, не надо выплачивать долги наркомана, потому что он таким образом научится, что можно продолжать брать кредиты: близкие выплатят. Кроме того, если близкие отдали его кредит, то он сам его уже никогда не отдаст, и навсегда останется несостоятельным должником. Но важно позаботиться о том, чтобы в собственности у наркомана не было доли квартиры или иной большой собственности, которую банк сможет отобрать по решению суда. Пусть забирает его вещи, но не то, что является долевым капиталом всей семьи. Поэтому звонки банков должны поставить перед семьей вопрос о перераспределении собственности в семье, например, через дарственную на долю собственности, принадлежащую наркоману. А он, в свою очередь, таким образом, заплатит за свое легкомыслие. Но и в этом случае, конечно, семья не должна выплачивать его кредиты.

Единственное исключение из этого правила – ситуация, в которой наркоман соглашается ехать выздоравливать от наркомании. Понятно, что в связи с этим он не может работать и отдавать свои долго, и тогда будет разумно, чтобы семья маленькими порциями платила каждый месяц банкам, чтобы в случае суда было ясно, что наркоман не игнорирует свои обязательства. После возвращения наркомана он должен будет сам выплатить оставшуюся основную часть долга.

Защитить свою семью – обязанность трезвых членов семьи. Но это не означает, что у них есть право перестать заботиться о наркомане, бросить его на произвол его зависимости. Близкие могут и должны помогать ему выздоравливать, но не продолжать способствовать его употреблению. При всех условиях нужно пытаться сохранить с ним контакт.

3. Наставление: помогите наркоману увидеть правду!

Одним из проявлений зависимости от наркотиков, как уже отмечалось, является отрицание самой этой зависимости. Поэтому возвращение к реальному положению вещей, способность наркомана увидеть правду станет мощным фактором его выздоровления. В этом семья может ему помочь. Семья может утвердиться в перечисленных ниже фактах своей жизни с наркоманом, и помочь ему увидеть их в реальности:

  • Близкие любят его, независимо от того, употребляет ли он наркотики, или выздоравливает. Его любят безусловной любовью. Он – личность, а потом уже наркоман, и любят именно эту личность, а не его выздоровление. Искажение природы человека в результате наркомании все же сохраняет его личностную свободу, которая и является залогом возможности его выздоровления.
  • Близкие видят и показывают наркоману негативные факты их общей жизни, связанные с зависимостью. Страдает и сам наркоман,  и его близкие!
  • При этом все же сохранились позитивные стороны совместной жизни. Хотя бы редкие и маленькие эпизоды совместной хорошей жизни все еще проявляют их любовь. Не все потеряно, и наркоману есть, для чего выздоравливать, до конца все он не потерял.
  • Наркоман может выздоравливать, потому что, во-первых, это происходит с другими наркоманами, и его наркомания ничуть не «сильнее», чем у других; во-вторых, в его жизни есть опыт  выздоровления.
  • Но для того, чтобы выздоровление  было достигнуто и стало постоянным, в отличие от предыдущих попыток, необходима системная помощь со стороны, и она существует, доступна ему.
  • Осторожно, если наркоман позволяет и не забалтывает эту тему: Бог помогает ему и всей семье, что видно в проявлениях благодатной помощи для наркомана и всей семьи.

4. Наставление: отпустите близкого, перестаньте контролировать его – сохраняя любовь к нему

Как же можно оставить наркомана на волю его зависимости? Он же сам с ней не справляется? Он болен: разве можно оставить одного больного человека?!

Особенность наркомании заключается в том, что наркомана нельзя уговорить «оставить свои глупости» и начать выздоравливать. Единственный достаточно весомый аргумент для него предъявляет ему сама зависимость: если наркомана не спасать от последствий употребления, он довольно быстро понимает, что надо остановиться. Слишком больно продолжать употребление. «Отпустить» означает предоставить наркомана последствиям его употребления, которые вынудят его выздоравливать.

Это вовсе не означает, что семья должна бросить наркомана на произвол судьбы. Мы любим его, и не можем эгоистично заботиться только о себе. Но признаем честно факт: семье не удалось, несмотря ни на какие усилия, вытащить наркомана из употребления, она оказалась бессильна! И даже загладить полностью последствия употребления семья тоже не смогла.

Поэтому семья может, наконец, заняться своими делами, воспитывать остальных детей (они тоже в этом нуждаются!), заботиться о супруге, родителях – и никак не поддерживать употребление наркомана. Он не хочет выздоравливать – поэтому остается один на один со своей зависимостью, и скоро это приводит его в кризис. Тогда он обращается к семье с просьбой помочь ему – продолжить употребление! Да, именно так, хотя бы это и было прикрыто приличными фразами: «мне нужны лекарства» (но не  реабилитация!), «мне нужно оплатить продукты» (потому что все деньги он потратил на наркотики), «спасайте, меня задержала милиция!» (потому что я употреблял наркотики).

Тогда перед наркоманом ставится выбор:

  • либо он начинает действительно выздоравливать, и семья будет ему помогать в том, что в ее силах, постепенно, в соответствии с тем, как наркоман действует в отношении выздоровления;
  • либо он отказывается выздоравливать, и тогда полностью принимает все последствия своего употребления наркотиков в одиночку. Семья же ждет его выздоровления, и включается в помощь ему, как только он передумает.

Это не является шантажом, манипуляцией, потому что семья действует максимально честно: она не может способствовать продолжению употребления наркотиков, но готова всеми силами помогать выздоравливать. И последовательно проводит это свое решение в жизнь.

Это очень трудно. Придется выдержать обвинения в нелюбви, шквал манипуляций наркомана, отвержение им всей ценности семьи. Требуется большая молитвенная работа, умение ждать и доверять Богу в том, что Он помогает на правильных путях.

Может ли так быть, что наркоман умрет, не дождавшись помощи от семьи, не захочет выздоравливать? Да, может. Поэтому в тех редких случаях, когда употребление его делает абсолютно безумным и неспособным принимать никакие решения, когда речь идет об актуальном суициде или пассивном суициде, когда наркоман только спит и употребляет для того, чтобы «отключиться» побыстрее, нужно везти его в больницу против его воли. Скорая или психиатрическая скорая помощь поместит его в стационар, таким образом, спасая его жизнь, но вскоре он и его близкие снова встанут перед необходимостью отпустить его на произвол болезни – для того, чтобы он, наконец, начал выздоравливать.

Отстранение происходит, конечно, от зависимости, а не от любимого человека. Кроме того, наркомания и созависимость убивают любовь в семье. Как же постараться сохранить ее?

  • Молитва. «Молитва матери со дна морского поднимет» близкие наркомана призваны, несомненно, к молитвенному труду. Только таким образом и удается найти и сохранить подлинную любовь, обращаясь к Тому, Кто Сам есть Любовь. Молитва «своими словами», конечно, очень хороша, она и для невоцерковленного человека открывает смирение и сердечное переживание. Но вместе молиться и легче, и молитва сильнее,  «идеже бо еста два или трие собрани во имя Мое, ту есмь посреде их». Церковь окормляет молитвенный подвиг близких болящих, составляя специальные молитвенные последования для таких случаев. Есть совместные чтения канонов о болящем, акафистов Богородице перед ее иконой, в особенности перед  образом «Неупиваемая чаша», молитвы и молебны мученикам Вонифатию;, Трифону;  Моисею Мурину;, святому, тезоименитому болящему,  и другим святым. Благодатную помощь имеют поминовения крещеных наркоманов при чтении Псалтири. Паломничества по святым местам с поминовением там близких тоже приносят большую пользу.

Все это большой труд, и в нем есть, конечно, две опасности. По-первых, близкие наркомана, в особенности, невоцерковленные,  могут взять на себя непосильный подвиг молитвы, и оставить ее потому вскоре вовсе. Поэтому очень важно, чтобы молитвенным трудом руководил священник, благословляя не только молитвы за близких, но и собственный церковный путь молящегося. Можно  начинать с малого, постепенно увеличивая молитвенный труд.

Во-вторых, близким нужно понимать, что выздоровление наркомана – это соединение его воли выздоравливать с волей Бога. Благодать, посылаемая Богом, призывает наркомана к Богу и выздоровлению. Бог обычно действует через людей, в первую очередь, через близких наркомана. Но все же насильно заставить выздоравливать наркомана нельзя, и то, что, несмотря на молитвы, процесс не движется, не означает, чтоб Бог не слышит молитвы. Бог долготерпит и надеется на человека, и близким нужно удерживать такую же надежду в себе. На практике же часто можно встретить «магическое» отношение к молитве и церковной жизни: «я буду читать вот эти «сильные» молитвы, и тогда мой сын будет выздоравливать». Это очень вредное убеждение, вполне языческое, чреватое отчаянием и уходом их храма, поэтому нужно помогать близким наркомана не попадать в эти соблазны, тем более, что такие верования, к сожалению, достаточно распространены в околоцерковной среде.

  • Маленькие добрые дела. Наркомана, как и любого другого человека, нельзя баловать, т.е. иногда позволять ему делать то, что вообще-то делать нельзя. Но  можно и нужно делать маленькие дела любви: принести ему чашку ароматного чаю, сделать маленький подарок, погладить, приготовить то, что именно он любит… Можно поделиться с ним своей маленькой радостью, поддержать его улыбкой, это уже немало! Дело в том, что часто близкие в погоне за выздоровлением наркомана, упускают из виду его самого, он становится не субъектом, а объектом воздействия. Нам же в первую очередь надо помнить, что он – чадо Божье. Образ Божий в нем, хотя и затмевается болезненностью его  наркоманской природы, но существует  во всей полноте. Если мы потеряем это из виду, мы потеряем контакт с наркоманом, а вместе с тем и возможность ему помочь.

5. Воцерковление семьи

Выздоровление происходит в совместных действиях семьи, направляемых и «оживляемых» благодатью Божьей. Поэтому воцерковление является важной задачей всей семьи и священника, окормляющего ее. Нужно только объяснить это семье, чтобы не получилось недоразумения: близкие пришли за помощью в выздоровлении наркомана, а им «заинтересованный» священник предлагает саму Церковь. Очень часто эта связь, очевидная воцерковленным людям, ускользает от понимания новоначальных, и они рискуют попасть в ловушки языческого отношения к святыне.

Здесь надо обратить внимание на следующие важные моменты:

  • Первая встреча батюшки с родственниками наркомана: к кому они пришли? Именно к отцу: много раз мы слышали благодарность священникам, которые поняли маму наркомана, нашли силы и время помогать. Родственники видят в этом подвиг любви, которую они нечасто встречают в своей жизни. Мама, может быть, уже и старенькая, увидела в нем защитника, помогающего ей выстоять против наркомании. Очень часто можно слышать благодарное: «Он мне, наконец, все объяснил!». Батюшка не лекцию читал, но нашел с Божьей помощью слова-жемчужины, которые легли на душу страдающей мамы.

Они воистину «овцы без пастыря». Им необходимы не житейские советы, которых они неистово просят, а действительно нужно увидеть духовное измерение в свой жизни и жизни наркомана, соотнести «горизонталь» своей жизни с тем, что есть «вертикальное» ее измерение, и тогда все видится по-другому, и тогда становится виден выход из безнадежной, казалось бы, ситуации.

  • Покаяние родителей. На практике в реабилитации мы сталкивались со случаями, когда наркоман упорно не хотел – не мог? – выздоравливать, срываясь снова и снова, или даже вовсе не начиная выздоровления, пока родители не каялись в грехах за всю свою жизнь. Поскольку семья – Богоустановленный способ жизни людей, духовные связи в ней так тесны, что грех родителей влияет на благополучие детей. Покаяние родителей, однако, должно быть таким, чтобы они вошли им в святую Церковь, и часто это не разовая акция «генеральной исповеди», что, конечно, тоже очень важно, но постоянная практика покаяния и приобщения св. Таин. В этом процессе родителям надо помогать, потому что на фоне очевидно грешного наркомана сами они выглядят достаточно благополучными, и предложение покаяться может вызвать реакцию отторжения: «валите с больной головы на здоровую!». Но если начать говорить о грехе, выясняется, что многие грехи и не рассматриваются таковыми. Блуд, внебрачное сожительство, аборты, контрацепция, мат, пьянство, воровство и ложь названные «приличными» словами с прибавлением «у всех так!» не рассматривается родителями как возможная причина сегодняшнего невыздоровления их сына или дочери. Часто они склонны рассматривать свои ошибки в воспитании детей как возможную причину наркомании, но если о грехе не знали дети, то как будто его и не было. Все это причиной имеет маловерие, и поэтому внимательно и упорно можно помогать родителям искать пути покаяния.
  • Постепенность и регулярность приступания к Таинствам имеют здесь немаловажное значение. Важно еще удерживать нужную дистанцию с семьей, которая обычно стремится включить священника или социального работника как бы в свою семью, надеясь, что теперь-то у них получится! В то же время внимание и сочувствие, необходимое для поддержания контакта с семьей, и требующее больших сил в ежедневной практике, являются подвигом священника, включившим в свое служение окормление родственников наркоманов.
  • Окормление священниками участников групп самопомощи, общества трезвости, молитвенных групп матерей наркоманов позволяет им идти верным церковным путем, их совместное делание обретает благословение и постепенно воцерковляется как явление, не чуждое Церкви. В практике  священники и выпускники духовных учебных заведений, знакомые с проблемой наркомании и созависимости, ведут духовные беседы с посетителями этих групп, организуют катехизационные семинары, паломнические поездки, проводят еженедельные чтения канонов и акафистов, и вообще активно участвуют в духовном пути родственников наркоманов. В этом катехизация и церковная практика соотносятся с живыми проблемами и усилиями матерей (и, реже отцов) наркоманов. Все это может сопровождаться и индивидуальными духовными беседами. Тогда действительно удается выздоравливать всей семье.
  • Очень важны дела милосердия, адресованного не только своему наркоману, но людям вокруг и вообще. Важно увидеть, что жизнь шире горизонта их семьи, что она полна высокого смысла. Дело не только в том, что на фоне, например, бездомности, домашние проблемы видятся несколько иначе. Главное в том, что, помогая страдающему человеку, близкий наркомана участвует в Божьих делах милосердия, и тогда это непременно скажется на его собственной душе, а, значит, через него и на положении дел внутри его семьи.

Из книги «В храм пришел наркозависимый. Как помочь?»